Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа» В. И. Беляйцева
Одной из важнейших целей школьного гуманитарного образования является воспитание подрастающего человека. Именно гуманитарное образование создаёт условия для формирования личности социально-грамотной, приобщённой к базовым жизненным ценностям, ориентирующейся в цивилизованном времени – пространстве. Одним из практических путей реализации воспитательных целей школьного гуманитарного образования является механизм формирования ценностных отношений школьников. Именно ценности выступают в обществе стратегическими целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни. Формирование ценностных отношений - это сложный, длительный процесс. Он может быть рассмотрен на примере формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности. Одним из возможных путей формирования всех компонентов отношения к толерантности как социально значимой ценности является использование учебных задач.
Так, для формирования когнитивного и эмоционально - оценочного компонентов могут быть использованы следующие учебные задачи. Смута начала 17 века – кризис в истории, приведший к Гражданской войне. Гражданская война – проявление нетерпимости в обществе. Приведите конкретные примеры проявления общественной нетерпимости из истории смутного времени. Какие уроки из истории Смуты увлекли вы для себя? При изучении темы Гражданская война обращаемся к рассказу М. Шолохова «Родинка». Какие чувства вызвал у вас это рассказ? Узнали ли вы что-то новое о гражданской войне? Как вы думаете, можно ли согласиться с мнением, что самая страшная война –Гражданская. Нужен ли в России памятник жертвам Гражданской войны? Формирование толерантного компонента отношения к толерантности может быть связано с решением следующих задач: Как вы полагаете, возможно ли толерантное отношение к фашизму? Почему? Каково ваше отношение к войне против фашизма?
Выделите основные черты тоталитарного политического режима. Охарактеризуйте отношение при тоталитаризме к инакомыслию, человеку, обществу. Сопоставимы ли тоталитаризм и толерантность? Почему? Хотели ли вы жить в тоталитарном обществе? Почему? В СССР была предпринята попытка создания «Новой исторической общности советского народа и социалистической (единой для всех) культуры. Дайте оценку данной попытке и национальной политике СССР в целом. Какие идеи выдвигали диссиденты? Что имел в виду Ю. Даниэль в повести «Искупление», говоря о «тюрьме внутри нас»? В чём выражалась деятельность диссидентов? Какой способ общественного поведения был избран диссидентами? Дайте оценку деятельности диссидентов с точки зрения толерантности по отношению к человеку, к обществу. Соотнесите деятельность диссидентов с проблемой границ допустимости толерантности.
Курс «Основы православной культуры» - благодатное поле для нравственного воспитания и толератности учащихся. Опыт моей работы с учащимися подсказал, что изучение тем по предмету целесообразно строить с анализа художественного рассказа. Это помогает обозначить проблему урока и выстроить диалог. Так у меня зародилась идея создать цикл рассказов и стихов к темам по православной культуре для учащихся 4 класса. Почему? Ребята этого возраста мыслят конкретно, и яркие эмоциональные образы помогут в восприятии материала. Основные задачи курса вытекают из стандарта начального общего образования, примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно- нравственного воспитания) и концепции духовно- нравственного развитии: Сформировать у обучающихся нравственный идеал представления о добре и зле. Показать особую роль православия в истории России в становлении и развитии её духовности и культуры.
Так тему «Россия наша родина» я начинаю с рассказа «Родина». События этого рассказа подлинные. Однажды я ехала из Москвы, со мной в вагоне оказалась девушка, студентка из Кирова, ездившая по обмену в Америку. Её рассказ потряс меня. Не оставил он равнодушными и моих ребят. Посмотрев ещё фильм «Моя родина Россия» при звуках Гимна, они встали и спели весь Гимн от начала и до конца. При проведении рефлексии дети говорили о том, как они любят свою малую родину – село Красный Яр и какую помощь окажут в его становлении и процветании.
При изучении темы милосердия и сострадания обращалась к рассказу «Нечаянная помощь». Этот рассказ автобиографичен, -историю рассказывала моя бабушка, которая оказывала помощь беженцам в годы Великой Отечественной войны. На заключительном уроке использую сценарий собственного сочинения о старце Фёдоре Ивановиче, святом покровителе нашего города Томска. Дети рисуют рисунки, пишут стихи и эссе о старце.