Логика художественного образа и абсурдность ситуации (разные смыслы при интерпретации текста) Работа Томилиной Анны ученицы 11-б класса ГБОУ СОШ1353 Научный руководитель Галлерт Т. А.
Цели и задачи исследования 1.Применить полученные теоретические знания на практике при интерпретации текста. 2.Обнаружить связь между тенденциями организации текстов разных авторов XIX и XX веков. 3.Доказать, что вторжение в текст литературного произведения может как обогатить, так и разрушить его.
Писатели XIX века, с произведениями которых мы работали. Ф.М. ДостоевскийЛ. Н. Толстой А. П. Чехов
Писатели XX века, с произведениями которых мы работали. Татьяна Толстая Борис Акунин Владимир Сорокин
Художественный образ обладает своей логикой; задуманный автором, развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением многозначен, образная мысль так же богата и глубока по своему значению и смыслу, как сама жизнь ему свойственна недосказанность, процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством
Логика авторского замысла
Абсурдность ситуации, разрушающей логику образа
Роман: Хрестоматия: Соня предлагает дать Раскольникову крест, который достался ей от Лизаветы. Раскольников хочет взять, но в следующий момент говорит,что «потом». …«На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой, медный, Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой!- упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём»
Деформация текста как путь к сотворчеству Реконструкция фрагмента текста рождает новые смыслы
Реконструкция финальной фразы рассказа Татьяны Толстой «Соня» Предложенный вариант И постаралась забыть эту страшную игру, стоившую жизни. Старухе Аде не было дела до этих писем Она не переставала думать о том, что сотворила Старуха Ада умерла, потому что ей надоела ложь. Главная мысль текста Зло живёт. От него стараются отвернуться, не все раскаиваются в содеянном Даже самый злой человек способен переосмыслить жизнь Смерть – возмездие за плохие поступки
Авторский вариант: « Вот только белого эмалевого голубка, я думаю, она должна была оттуда вынуть: ведь голубков огонь не берёт». (проблема бессмертия бескорыстной любви)
Литературная игра. Разные смыслы при интерпретации текста.
У Чехова открытый сюжет, его можно представить так: У Акунина сюжет закрыт, его можно представить так:
Деконструкция текста - разрушение логики искусства
Заключение. Выводы. Логика авторского замысла выстраивает стройное здание художественного произведения. Недобросовестное, чужеродное вмешательство в структуру произведения снижает его ценность. «Игра в классику», основанная на понимании оригинального материала и законов жанра, обогащает литературу. Агрессивное вторжение в мир произведения, основанное, как правило, на эпатаже, снижает интерес к искусству.