Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв; ) поэт, прозаик, драматург, детский писатель. Родился 17 ( 30 ) декабря в Санкт-Петербурге Даня Ювачев родился в семье, скажем так, благообразной. Его отец, морской штурман по образованию. Он служил когда-то на Чёрном море, побывал во многих странах мира. Прошел искушение революционным движением, сидел в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, а в 1884 году был приговорен к смертной казни. Приговор заменили 15- летней каторгой. В 1900 году после освобождения приехал в Петербург. Слишком много было пережито, слишком много пришлось повидать всякого. По вечерам Иван Павлович брал сына в свой кабинет, сажал рядом с собой и начинал рассказывать ему необыкновенные истории. Вскоре и сам Даня рассказывал собственные истории – одну фантастичнее другой.
Его мать – Надежда Ивановна Колюбакина, по образованию педагог, - была начальницей «убежища для женщин», вышедших из тюрьмы. В убежище они получали начальное образование. Мать имела казённую квартиру при убежище. Здесь она прожила с сыном свыше десяти лет.. А её сестра – Наталья Ивановна Колюбакина - была известной учительницей, которая жила и работала в Детском Селе, куда на некоторое время отдавали и Даню.
Учился в немецкой школе Питершуле, где приобрел основательное знание немецкого и английского языков
Доучиваться, правда, пришлось в Царском Селе, в школе, где директором была его тетка – Наталья Ивановна Колюбакина. В 1924 году Ювачев поступил в Ленинградский электротехникум.
Первые его литературные произведения написаны в 1922 г. Уже в то время Хармс избрал себе не только судьбу писателя, но и псевдоним. С 1928 по 1941 Д. Хармс публиковал стихи для детей в журналах «Чиж», «Еж» «Сверчок», «Октябрята»,. Вышло несколько детских книг, в том числе такие известные, как «Иван Иваныч Самовар», «Игра», «Миллион». Произведения Хармса обэриутского периода озорны и причудливы. Стихи и проза для детей и дают своеобразный выход его игровой стихии, но писались они исключительно для заработка и особого значения автор им не придавал.
При жизни были опубликованы его 20 книжек стихов для детей и лишь 2 «взрослых» стихотворения: «Случай на железной дороге»(1926г.) и «Стих Петра Яшкина»(1928г)
1)В Петербурге в память о Данииле Хармсе была открыта мемориальная доска, приуроченная к столетию со дня рождения знаменитого писателя. Доску установили на доме номер 11 по улице Маяковского, где Хармс прожил с 1925 по 23 августа 1941 годы, вплоть до ареста. На созданном из темного камня памятном знаке расположен барельеф писателя, воспроизводящий известную фотографию Хармса, на которой он изображен в нелепой шляпе. Кроме того, на доске выбита строчка из произведения писателя «Из дома вышел человек». 2)Автором мемориальной доски стал известный петербургский архитектор Вячеслав Бухаев.
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства),
2) Еще один памятник Даниилу Хармсу появился в Петербурге. В сквере у дома 26 по Каменноостровскому проспекту установили доску работы скульптора Лео с традиционным изображением Хармса в полный рост, а также барельеф эпатажного Кирилла Миллера. На нем изображено гипсовое лицо Хармса с очень длинным носом... Именно Миллер придумал и «хармсовский парад» в честь открытия – с участием артистов «Комик-треста», предводителя Митьков – Дмитрия Шагина и самого Миллера. Профили Хармса появились на стене дома, прямо перед детской площадкой.
Даниил Хармс, один из последних представителей литературного авангарда х годов, был не только поэтом, прозаиком, драматургом, но и оригинальным художником и каллиграфом. В настоящем издании впервые собрано художественное наследие Хармса - более 150 его работ, выполненных на отдельных листах, среди творческих рукописей, в записных книжках, и образцы каллиграфии писателя. Многие рисунки представлены впервые.
Даниил Хармс: Очень страшная история Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. Сказал младший: "Вот напасть, Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть". Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку Надо брать с собою... булку. (Даниил Хармс, 1938 год) (Даниил Хармс, 1938 год)
Дворник Дед Мороз В шубе, в шапке, в душегрейке Дворник трубочку курил, И, усевшись на скамейке, Дворник снегу говорил: Ты летаешь или таешь? Ничего тут не поймёшь! Подметаешь, разметаешь, Только без толку метёшь! Да к чему ж я говорю? Сяду я да покурю. Дворник трубку курит, курит... И глаза от снега щурит, И вздыхает, и зевает, И внезапно засыпает. Глянь-ка, Маня! крикнул Ваня. Видишь, чучело сидит И глазами-угольками На метлу свою глядит. Это просто Дед Мороз. Или вроде снежной бабки Ну-ка, дай ему по шапке Да схвати его за нос! А оно как зарычит! Как ногами застучит! Да как вскочит со скамейки, Да по-русски закричит: Будет вам уже мороз Как хватать меня за нос! (Дани ил Хармс, 1940)