СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи в сложноподчинённом предложении. 3. Разобраться в структуре (строении) сложноподчинённого предложения. 4.Научиться расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Сложноподчинённое предложение – такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов (или союзных слов). Оно имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчинённой придаточной: [Всем известно], (что Пушкин лучше всего писал осенью). [Метели, (что ломятся в двери), с дороги меня не собьют].
Структура сложноподчинённого предложения. Придаточная часть может иметь ТРИ ПОЗИЦИИ: 1.Стоять после главной части: [Я рождён], (чтоб целый мир был зрителем моего торжества или гибели моей). [ ], (чтоб ).
Структура сложноподчинённого предложения. Придаточная часть может иметь ТРИ ПОЗИЦИИ: 2.Стоять перед главной частью: ( Когда наступит вечер длинный, объятый таинством моим), [ иду один я в сад пустынный бродить с раздумием моим]. (Когда ), [ ].
Структура сложноподчинённого предложения. Придаточная часть может иметь ТРИ ПОЗИЦИИ: 3.Стоять в середине главной части: [ Сочинения Пушкина, ( в которых дышит у него русская природа ), так же тихи и непредсказуемы, как русская природа ]. [, (чтоб ), ].
Придаточное предложение может относиться или ко всему главному предложению, или к одному из члеов предложения: [ Через окно я увидел], (как большая серая птица села на ветку клёна в саду). ( Придаточное поясняет сказуемое увидел и относится ко всему предложению ) [ Было время ], (когда замок служил бесплатным убежищем каждому бедняку). ( Придаточное относится к подлежащему время и поясняет его признак).
Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, так как, потому что и т.п.) находятся в придаточной части и не являются её членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.
Как отличить подчинительный союз от союзного слова? Союз можно опустить или иногда заменить другим союзом-синонимом: [Мы радуемся], (что завтра нам идти в поход). Мы радуемся: завтра нам идти в поход. [ Я понимаю ], (что знаю я очень мало).
Как отличить союзное слово от подчинительного союза? Союзное слово можно заменить другим союзным словом или словом самостоятельной части речи: [Был тот особенный вечер], (какой бывает только на Кавказе). Союзное слово какой можно заменить союзным словом который или словом вечер. [Тропинка, (что вилась под ногами), привела нас к берегу реки]. ( Которая вилась тропинка вилась)
Сложноподчинённое предложение может состоять из двух и более простых предложений: [День был такой яркий], (что издалека было видно), (как за версту сверкнёт серебряными искрами рыбья чешуя). [ ], (что ), (как ).
Виды сложноподчинённых предложений по лексическому значению. Они делятся на три вида: 1. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Виды сложноподчинённых предложений по лексическому значению. Они делятся на три вида: 2. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Виды сложноподчинённых предложений по лексическому значению. Они делятся на три вида: 3. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
Обозначьте границы предложений и средства связи. Объясните пунктуационные ошибки, допущенные в предложениях. 1) Сегодня только узнал, где живет она и сегодня же поспешил к ней. 2) О том, что окраска щук непостоянна известно давно. 3) Левин простился с ними, но чтобы не оставаться одному, прицепился к своему брату.
Обозначьте границы предложений и средства связи. Объясните пунктуационные ошибки, допущенные в предложениях. 1) [Сегодня только узнал, (где живет она), и сегодня же поспешил к ней]. 2) [О том, (что окраска щук непостоянна), известно давно]. 3) [Левин простился с ними, но, (чтобы не оставаться одному), прицепился к своему брату ].
В каких предложениях на месте пропуска ставится запятая? 1) Все шло хорошо, но _ когда стемнело, мы заблудились. 2) Швабрин признался, что был кругом виноват _ и просил меня забыть о происшедшем. 3) Мы вступаем в открытое море, но _ если хорошо приглядеться, на горизонте еще можно увидеть синие тени земли.
В каком предложении отсутствует запятая (запятые), обособляющая придаточное предложение в составе сложноподчиненного? 1) День казался таким высоким, будто небо распахнулось до самой глубины откуда расходятся над морем облака. 2) Она осведомилась хорошо ли он провел ночь, и сама налила ему стакан чаю. 3) Я не знаю кому это было нужно, но чувствую, что впереди меня ждут неприятности. 4) Мы решили, что когда я добуду немного денег, мы переедем куда-нибудь в другое место
Структура сложноподчинённого предложения. Придаточная часть может иметь ТРИ ПОЗИЦИИ: 1.Стоять после главной части: [Я рождён], (чтоб целый мир был зрителем моего торжества или гибели моей). [ ], (чтоб ).
1. 2.Перед главной частью: в середине Чтоб чем- нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин); Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов)