Н.В.Голованова Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления г. Москва 23 ноября 2004 г.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Правовая основа проведения реформы ФЗ от «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ФЗ от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ от «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» ФЗ от «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "»
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Состав полномочий в сфере расходов Полномочия Нормативное правовое регулирование Установление: общие цели, принципы и механизмы Регламентация: объем, структура, порядок исполнения Финансовое обеспечение Исполнение Предоставление бюджетных услуг, выплата трансфертов населению и т.п.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Состав полномочий в сфере доходов Полномочия Введение налога Установление базы Установление ставки Сбор налогов
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Общие принципы Законы об общих принципах 95-ФЗ, 131-ФЗ Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс Конкретные нормы О т р а с л е в ы е з а к о н ы Реестр расходных обязательств Внесение изменений в законодательство
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Закон об общих принципах организации... органов государственной власти в субъектах РФ Список полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения (регламентация + финансирование + исполнение) Возложение ответственности по финансированию на тот уровень власти, который регламентирует расходное обязательство (недопустимость нефинансируемых мандатов)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Закон об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ Единая схема организации местного самоуправления (три типа) Три вида местных бюджетов Три списка вопросов местного значения: формулировка «организация, содержание учреждений...» заменена на «организация, обеспечение» предоставления услуг Пересмотрено и уточнено разграничение расходных полномочий между субъектом РФ и МО
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Бюджетный кодекс РФ Бюджетное устройство (четыре уровня) Закрепление единых нормативов от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты Отказ от расщепления региональных и местных налогов федеральными законами Распределение финансовой помощи в местные бюджеты на основе формулы
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Налоговый кодекс Уточнение перечня федеральных налогов Уточнение перечня региональных налогов: налог на имущество организаций налог на игорный бизнес транспортный налог Уточнение перечня местных налогов: налог на имущество физических лиц земельный налог Сокращение доли региональных и местных налогов в совокупных налоговых доходах РФ с 8% до 5%
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Приведение конкретных норм отраслевого законодательства в соответствие с общими принципами межбюджетных отношений Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Поправки в 153 и отмена 41 федерального закона Приведение расходных полномочий органов власти в соответствие с базовыми законами (например, разграничение полномочий по социальной защите населения) Наделение региональных и местных властей полномочиями по правовому регулированию их предметов ведения (например, отмена ЕТС) Сокращение «избыточных» (неисполняемых) федеральных обязательств Перевод льгот в денежные выплаты по федеральным категориям «льготников» Содержание закона определено 95-ФЗ и 131-ФЗ
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Территориальное устройство МСУ Органы МСУ (поселения) Органы МСУ (муниципальные районы) Органы власти субъектов РФ Органы МСУ (городские округа)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходные обязательства муниципальных образований* Вопросы местного значения МРП Муниципальная милиция + Образование (дошкольное, общееб за искл. финансового обеспечения учебного процесса) + Здравоохранение (скорая и первичная неспециализированная медицинская помощь) + Опека и попечительство+ Охрана окружающей среды + Утилизация отходов+ * Расходные обязательства городских округов включают расходные обязательства как муниципальных районов, так и поселений
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходные обязательства муниципальных образований* Вопросы местного значения МРП Дороги и транспорт ++ Ритуальные услуги++ Жилищно-коммунальное хозяйство + Пожарная безопасность + Муниципальное строительство, обеспечение жильем + Сбор и вывоз отходов+ Культура+ * Расходные обязательства городских округов включают расходные обязательства как муниципальных районов, так и поселений
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Правоохранительная деятельность, национальная оборона и безопасность Действующая ситуацияПредлагаемые изменения Воинский учет и призыв Субъекты РФМинобороны Милиция Финансирование из бюджетов различных уровней, отсутствие муниципальной милиции Постепенное разделение на федеральную и межмуниципальную милицию Гражданская оборона и ЧС: Неопределенность полномочий и ответственности В зависимости от территориального масштаба мероприятий
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Охрана общественного порядка Ст. 14, ФЗ «Организация охраны общественного порядка на территории МО муниципальной милицией» разделение милицейской службы на межмуниципальную и федеральную межмуниципальная милиция: финансирование и предоставление услуги – муниципальные районы прекращение финансирования федеральной милиции из региональных и местных бюджетов Проблема: реформа федерального ведомства (постепенное реформирование по фед. округам, возможно финансирования из фед. бюджета целевым образом до 2010 г.) Ст ФЗ « Установить, что в 2005 году и до введения в действие федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления на основании положений статьи 35 Закона Российской Федерации «О милиции» производится из соответствующих бюджетов.»
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Противопожарная безопасность Ст ФЗ «Организация тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях)» Ст ФЗ «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО» Ст ФЗ «Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах МО, т.ч. добровольной пожарной охраной... является расходным обязательством муниципального образования» Ст ФЗ «Мероприятия по реформированию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы осуществляются с 1 января 2006 г.» Увольнение сотрудников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами гос. власти субъектов РФ и органов МСУ осуществляется поэтапно в течение г.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Перераспределение расходных обязательств в сфере образования ФРМ Дошкольное образование Школьное образование (предоставление услуги) Школьное образование (финансовое обеспечение учебного процесса) Профессионально-техническое образование Высшее образование Переподготовка и повышение квалификации Предоставление услуг образования в учреждениях социальной политики
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Профессионально-техническое образование Ст ФЗ «Предоставление начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ)» Закрепление функции за субъектами РФ Передача расходных обязательств из федерального (расходы фед. бюджета в регионах) и местных бюджетов
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Среднее образование (школы) Ст ФЗ «Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ» Ст. 14, ФЗ «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам...» Предоставление услуги – муниципальные районы Субвенции на обеспечение учебного процесса – субъекты РФ
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Дошкольное образование Ст. 14, ФЗ «организация предоставления... общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО...» Предоставление услуги – муниципальные районы
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Здравоохранение Ст ФЗ «Организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно- венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством РФ)» «Организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи» Ст. 15, ФЗ «Организация оказания на территории МО скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов» Проблема: несоответствие формулировок законодательства и статей бюджетной классификации; оказание нескольких видов помощи в одном учреждении.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Социальная политика Ст ФЗ Социальная поддержка и социальное обслуживание: граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), Социальная поддержка: ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан Ст. 15, ФЗ Опека и попечительство Осуществление в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Предоставление социальных услуг в учреждениях образования и здравоохранения (школы-интернаты, детские дома, дома ребенка, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов) предоставление услуг и финансирование – субъект РФ школы-интернаты: образование или социальная политика
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Жилищное и коммунальное хозяйство Ст ФЗ «Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом» «Создание условий для массового отдыха жителей МО и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства и озеленения территории МО, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах МО; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов» «Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства» Ст ФЗ «Организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений» Обеспечение функционирования жилищного и коммунального хозяйства – муниципалитеты Замена дотаций предприятиям ЖКХ на выплату адресных жилищных субсидий
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Делегирование органам МСУ исполнения полномочий субъекта РФ Обязательно образовательный процесс в школах адресные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ( 95-ФЗ, ст. 26.3) Рекомендуется социальная поддержка и социальное обслуживание различных категорий граждан (социальные пособия, компенсация льгот) Объемы субвенций каждого вида рассчитываются по единой методике пропорционально численности потребителей соответствующих бюджетных услуг (с повышающими коэффициентами)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Ст. 87 Бюджетного кодекса Приказ Минфина РФ от «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений» Инвентаризация законодательства Основа ежегодного бюджета Реестр расходных обязательств Код функциональной классификации Наименование раздела и подраздела функциональной классификации Вид (содержание) расходного обязательства Нормативный правовой акт, регулирующий расходное обязательство Финансирование Необходимость разработки нормативно-правовых актов по полномочиям органов МСУ
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Нормативы отчислений от налогов (начало) НалогРегГОМРП Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог Налог на имущество физических лиц-100- Земельный налог-100- Налог на доходы физических лиц Единый налог на вмененный доход-90 - Единый сельскохозяйственный налог Единый налог (по упрощенной системе)90--- Налог на прибыль (по ставке)17,5--- Налог на прибыль по СРП80---
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Нормативы отчислений от налогов (окончание) НалогКБРГОМРП Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения Акцизы на спирт этил. и спиртосодерж. продукцию50--- Акцизы на бензин, дизтопливо, моторные масла60--- Акцизы на алкогольную продукцию, на пиво НДПИ (углеводороды, за искл. газа горючего)5--- НДПИ (общераспространенные) НДПИ (прочие)60--- Роялти при выполнении СРП5--- Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов Сбор за пользование объектами животного мира100---
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) «Подводные камни» реформы изменение структуры и численности субъектов межбюджетных отношений проблемы установления границ между муниципальными образованиями недостаток кадров и технологий изменение структуры собственности избыточные обязательства, накопленная кредиторская задолженность недостаточная налоговая автономия на субфедеральном уровне неоправданная централизация нормативно-правового регулирования