Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга Состояние и перспективы Санкт- Петербургской региональной системы оценки качества образования (СПб РСОКО) Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы (принята Правительством РФ 11 октября 2012). Подпрограмма 3. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования.
Современное состояние СПб РСОКО : I.Основные процедуры ЕГЭ и ГИА аккредитация и лицензирование государственный контроль качества образования образовательная статистика и мониторинги (региональные и федеральные базы данных) международные сравнительные исследования (новая) публичная отчетность. Современное состояние СПб РСОКО : I.Основные процедуры ЕГЭ и ГИА аккредитация и лицензирование государственный контроль качества образования образовательная статистика и мониторинги (региональные и федеральные базы данных) международные сравнительные исследования (новая) публичная отчетность. II. Вариативная часть II.1. Районные образовательные системы: образовательная статистка и мониторинги публичная отчетность. II.2. Общеобразовательные учреждения: образовательная статистика публичная отчетность. II. Вариативная часть II.1. Районные образовательные системы: образовательная статистка и мониторинги публичная отчетность. II.2. Общеобразовательные учреждения: образовательная статистика публичная отчетность.
Наука о качестве образования Авторы : Болотов В.А. Ковалева Г.С. и Челышкова М.Б. Лебедев О.Е. Матрос Д.Ш. и Полев Д.М. Майоров А.Н. Моисеев А.М. Поташник М.М. Полонский В.М. Панасюк В.П. Шишов Р.Е. и Кальней В.А. и другие Наука о качестве образования Авторы : Болотов В.А. Ковалева Г.С. и Челышкова М.Б. Лебедев О.Е. Матрос Д.Ш. и Полев Д.М. Майоров А.Н. Моисеев А.М. Поташник М.М. Полонский В.М. Панасюк В.П. Шишов Р.Е. и Кальней В.А. и другие Компоненты цели характеристики результата особенности структуры и содержания личность / выпускник теория РСОКО. Компоненты цели характеристики результата особенности структуры и содержания личность / выпускник теория РСОКО. Нет отражения: педагог внешняя оценка Объекты оценки: качество условий качество процесса качество результата
Качество образования – международные подходы Формально-правовой: качество как соблюдение правовых процедур. Деловой/экономический: качество предполагает достижение целей образования эффективным способом в отношении всех обучающихся. Организационно-опытный: качество - способности школы выполнять свои задачи и достигать целей. Подход с ориентацией на потребителя: качество определяется степенью удовлетворенности потребителей образовательными услугами Подход, в основе которого лежит предмет или дисциплина (профессиональный) Подход рынка труда (профессиональный) Качество образования – международные подходы Формально-правовой: качество как соблюдение правовых процедур. Деловой/экономический: качество предполагает достижение целей образования эффективным способом в отношении всех обучающихся. Организационно-опытный: качество - способности школы выполнять свои задачи и достигать целей. Подход с ориентацией на потребителя: качество определяется степенью удовлетворенности потребителей образовательными услугами Подход, в основе которого лежит предмет или дисциплина (профессиональный) Подход рынка труда (профессиональный)
Перспективные направления изменений СПб РСОКО, I. Расширение СПб РСОКО за счет включения в ее процедуры новых образовательных подсистем (вариативная часть): дошкольных образовательных учреждений учреждений дополнительного образования, подчиненных Комитету по образованию учреждений начального и среднего профессионального образования, подчиненных Комитету по образованию. I. Расширение СПб РСОКО за счет включения в ее процедуры новых образовательных подсистем (вариативная часть): дошкольных образовательных учреждений учреждений дополнительного образования, подчиненных Комитету по образованию учреждений начального и среднего профессионального образования, подчиненных Комитету по образованию. ФГТ и ФГОС
Перспективные направления изменений СПб РСОКО, II. Включение педагогов в процедуры СПб РСОКО (вариативная часть) II.1. Подготовка региона к участию в международном исследовании условий обучения и условий труда педагогов - (TALIS 2014/2015, ОЭСР). II.2. Внедрение в ОУ универсальных инструментов управления качеством, включение педагогов в управление ОУ. II.3. Анализ качества работы педагогов (аттестация, система стимулирующих надбавок). Подготовка образовательных учреждений к переходу на систему эффективных контрактов с работниками. II. Включение педагогов в процедуры СПб РСОКО (вариативная часть) II.1. Подготовка региона к участию в международном исследовании условий обучения и условий труда педагогов - (TALIS 2014/2015, ОЭСР). II.2. Внедрение в ОУ универсальных инструментов управления качеством, включение педагогов в управление ОУ. II.3. Анализ качества работы педагогов (аттестация, система стимулирующих надбавок). Подготовка образовательных учреждений к переходу на систему эффективных контрактов с работниками.
Перспективные направления изменений СПб РСОКО, III. Расширение набора оцениваемых СПб РСОКО результатов и эффектов образовательной системы (основные процедуры) Имеющиеся источники данных: (Р) показатели Комплекса мер по модернизации системы образования (Р, Рн) показатели 9 направлений Стратегии «Петербургская школа 2020» (Р, Рн) целевые показатели региональных программ 2010 – 2012 гг. (Рн, ОУ) индикаторы оценки программ развития (ОУ) критерии оценки качества труда учителей III. Расширение набора оцениваемых СПб РСОКО результатов и эффектов образовательной системы (основные процедуры) Имеющиеся источники данных: (Р) показатели Комплекса мер по модернизации системы образования (Р, Рн) показатели 9 направлений Стратегии «Петербургская школа 2020» (Р, Рн) целевые показатели региональных программ 2010 – 2012 гг. (Рн, ОУ) индикаторы оценки программ развития (ОУ) критерии оценки качества труда учителей ? Показатели, критерии, шкалы норм
Перспективные направления изменений СПб РСОКО, IV. Расширение общественного участия в оценке качества образования (за рамками СПб РСОКО) IV.1. Повышение информированности общественности. IV.2. Поддержка имеющихся и создание новых дискуссионных площадок по вопросам образования. IV.3. Изучение удовлетворенности населения результатами и эффектами работы системы образования и социальных эффектов образования. IV.4. Приглашение ОУ в федеральные рейтинги. IV. Расширение общественного участия в оценке качества образования (за рамками СПб РСОКО) IV.1. Повышение информированности общественности. IV.2. Поддержка имеющихся и создание новых дискуссионных площадок по вопросам образования. IV.3. Изучение удовлетворенности населения результатами и эффектами работы системы образования и социальных эффектов образования. IV.4. Приглашение ОУ в федеральные рейтинги.
Ожидаемое состояние СПб РСОКО (2015) 1. Сохранение действующих процедур и элементов. 2. Совершенствование по конкретным направлениям.конкретным 3. Обеспечение доступного и качественного образования для жителей Санкт-Петербурга.
Направления совершенствования СПб РСОКО - создание актуальной нормативной базы ( п остановления Правительства Санкт-Петербурга, Стратегия развития Санкт-Петербурга до 2020 года ) для обеспечения в регионе условий реализации Государственной программы РФ «Развитие образования» на годы; - выделение специальной группы в составе Совета по образовательной политике при К омитете по образованию для управления развитием СПб РСОКО в соответствии с имеющимися планами; - апробация показателей и критериев, определение шкал оценки результатов и эффектов деятельности всех подсистем и субъектов образовательной системы Санкт-Петербурга; - поэтапная разработка и введение (3 года) новых процедур и элементов (по образовательным подсистемам, уровням и субъектам); - повышение прозрачности проводимой работы для обеспечения общественной поддержки и формирования позитивного отношения граждан к изменениям в региональной образовательной системе.