Изучение тепловых явлений с использованием цифровой лаборатории «Архимед» и ИКТ «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять, точная наука не мыслима без меры.» Д.И.Менделеев Автор разработки материалов урока: учитель физики ГОУ СОШ 887 Моргунова Е.Н.
Цели и задачи урока Провести эксперимент 1 и получить графики кипения спирта и воды, сравнить их и проанализировать результаты, Проанализировать процесс кипения воды как физическое явление; Провести эксперимент 2 и получить график изменения температур горячей воды и парафина в результате их теплообмена; Получить процесс плавления парафина и график этого процесса; Проанализировать результаты всех опытов и применить свои знания при решении некоторых заданий из материалов ЕГЭ последних лет.
Участники экспериментов – группа учащихся 8-А класса 1.Разумеева Ольга 2.Голубев Алексей 3.Пушкин Рустам 4.Булатова Катя 5.Кузнецов Иван 6.Бачурин Антон 7.Смоляков Александр 8.Сердечкин Сергей 9.Клименкова Ольга 10.Шустов Глеб 11.Ососков Борис
Участники экспериментов – группа учащихся 8-А класса 1.Разумеева Ольга 2.Голубев Алексей 3.Пушкин Рустам 4.Булатова Катя 5.Кузнецов Иван 6.Бачурин Антон 7.Смоляков Александр 8.Сердечкин Сергей 9.Клименкова Ольга 10.Шустов Глеб 11.Ососков Борис
Опыт1. Кипение воды и спирта Оборудование Штативы с муфтами Колбы с водой и спиртом Спиртовки Настольный и ладонный компьютеры Регистратор данных Датчики температур Соединительные провода
Опыт1. Кипение воды и спирта Показания датчика температуры спирта Показания датчика температуры воды
Опыт 2. Плавление парафина Оборудование Штатив с муфтами Колбы с водой и парафином Спиртовка Настольный и ладонный компьютеры Регистратор данных Датчики температур Соединительные провода
Опыт 2. Плавление парафина Показания датчика температуры воды Показания датчика температуры парафина
Выводы В течении данного урока были экспериментально исследованы и теоретически объяснены такие тепловые явления, как нагревание и охлаждение вещества, кипение жидкостей, теплообмен между двумя веществами, плавление и отвердевание вещества. Анализ результатов экспериментов дает возмож- ность сразу применить свои знания при решении задач из материалов ЕГЭ 2007 – 2008 гг.
Применение знаний t, мин Т, °C На графике дано изменение темпе- ратуры вещества с течением времени. В начальный момент времени вещество находилось в кристал- лическом сос- тоянии. Какая из точек соответствует окончанию процесса отвердевания? 1) 5 2) 6 3) 3 4) 7