Тема Свобода и моральный выбор человека Основы духовно-нравственного воспитания. Основы светской этики. Составитель презентации:Виденина О. А.
Цель урока формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.
Задачи урока Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор» Развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения Обучение навыкам смыслового чтения текста, и понимания прочитанного; Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся Воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.
Организационный момент. Целевая установка Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. - Про какую дорогу говорится в песне? - Ребята, возникал ли у вас вопрос: « Какой дорогой идти по жизни?» - А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?
А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни? Давайте посмотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье» - Ребята, а есть у витязя свобода выбора? -О чем мы сегодня будем говорить? -Как называется тема урока?
Прочитайте слово по первым буквам картинок СВОБОДА
КАКИЕ СЛОВА ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КОГДА СЛЫШИТЕ СЛОВО СВОБОДА? Напишите их на листочках
Свобода 1.Выбор 2.Небо 3.Простор 4.Ветер 5.Море 6.Каникулы 7.Уважение 8.Птицы 9.Счастье
Словарная работа: -Обратитесь к словарю, выпишите значение слова свобода. -Совпадает ли ваше понимание значения слова с тем, что написано в словаре?
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества. Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Толковый словарь Ожегова Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями целями, осуществлять выбор. Большой Энциклопедический словарь
свободасвобода моральмораль Подобрать родственные слова, близкие по значению к каждой букве слова. Творческая пятиминутка
РАБОТА В ГРУППАХ ОБСУЖДЕНИЕ Что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Кто чувствует себя счастливым и почему? Беседа
Моральный выбор Я это делаю для себя или в большей мере во имя других людей?
Моральный выбор- выбор между различными способами поведениями Нравственным Безнравственным Добро Зло Добродетель Порок
Работа с притчей ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА ДАВНЫМ-ДАВНО В СТАРИННОМ ГОРОДЕ ЖИЛ МАСТЕР, ОКРУЖЁННЫЙ УЧЕНИКАМИ. САМЫЙ СПОСОБНЫЙ ИЗ НИХ ОДНАЖДЫ ЗАДУМАЛСЯ: «А ЕСТЬ ЛИ ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ НАШ МАСТЕР НЕ СМОГ БЫ ДАТЬ ОТВЕТА?» ОН ПОШЁЛ НА ЦВЕТУЩИЙ ЛУГ, ПОЙМАЛ САМУЮ КРАСИВУЮ БАБОЧКУ И СПРЯТАЛ ЕЁ МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ. БАБОЧКА ЦЕПЛЯЛАСЬ ЛАПКАМИ ЗА ЕГО РУКИ, И УЧЕНИКУ БЫЛО ЩЕКОТНО. УЛЫБАЯСЬ, ОН ПОДОШЁЛ К МАСТЕРУ И СПРОСИЛ: СКАЖИТЕ, КАКАЯ БАБОЧКА У МЕНЯ В РУКАХ: ЖИВАЯ ИЛИ МЁРТВАЯ? ОН КРЕПКО ДЕРЖАЛ БАБОЧКУ В СОМКНУТЫХ ЛАДОНЯХ И БЫЛ ГОТОВ В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ СЖАТЬ ИХ РАДИ СВОЕЙ ИСТИНЫ. ЧТО ОТВЕТИЛ МАСТЕР СВОЕМУ УЧЕНИКУ?
Не глядя на руки ученика Мастер ответил: -все в твоих руках
Вопросы по тексту восточной притчи: Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Чтение статьи на странице Найти ответы на вопросы. -Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт? Работа по учебнику
Мой выбор Ситуация У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.моральный выбор
Вопросы по сказкам 1.В КАКОЙ СКАЗКЕ И КТО НАРУШИЛ ПРАВО НА СВОБОДУ, ДЕРЖАЛ КУКОЛ В РАБСТВЕ? 2.В КАКОЙ СКАЗКЕ «ХЛЕБОБУЛОЧНЫЙ» ГЕРОЙ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОДВЕРГАЛСЯ ПОПЫТКАМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЕГО ЖИЗНЬ, УГРОЗАМ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ? 3.ГЕРОИНЯ КАКОЙ СКАЗКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРАВОМ СВОБОДНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА?
Итоговая беседа -Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин
Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина. В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка? Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Домашнее задание