ЦАРИЦА ВАЗ К 170 летнему юбилею
Красота родной земли
Чудо из камня Красота Алтайской земли не ограничивается богатствами наземными. Немало их оказалось скрыто под землей: самоцветные камни, порфир, мрамор, гранит. Во многих музеях нашей страны находятся непревзойденные шедевры алтайских мастеров, созданные из самых разных материалов. Один из них «царица ваз» сейчас находится в Эрмитаже. Красота Алтайской земли не ограничивается богатствами наземными. Немало их оказалось скрыто под землей: самоцветные камни, порфир, мрамор, гранит. Во многих музеях нашей страны находятся непревзойденные шедевры алтайских мастеров, созданные из самых разных материалов. Один из них «царица ваз» сейчас находится в Эрмитаже.
Ревнёвское месторождение
В 1815 году на ревневской каменоломне обнаружили невероятно большой пласт зеленой яшмы. Для отделения от него огромных глыб в теплый период года мастера ручными бурами сверлили отверстия в пласте по линии желаемого откола. Зимой эти отверстия заливали водой, которая, замерзая, образовывала трещину. Выскребая лед и снова заливая ее водой, размер разлома увеличивали. Так продолжалось до тех пор, пока кусок камня сам не отваливался. В 1815 году на ревневской каменоломне обнаружили невероятно большой пласт зеленой яшмы. Для отделения от него огромных глыб в теплый период года мастера ручными бурами сверлили отверстия в пласте по линии желаемого откола. Зимой эти отверстия заливали водой, которая, замерзая, образовывала трещину. Выскребая лед и снова заливая ее водой, размер разлома увеличивали. Так продолжалось до тех пор, пока кусок камня сам не отваливался.
Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м. Управляющий Колывановской шлифовальной фабрикой Михаил Лаулин отписал Александру I об этом событии, предоставив рисунок камня. И вскоре из столицы поступил заказ на изготовление элипсовидной чаши с детальным чертежом и гипсовой моделью. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников. Работы по ее изготовлению начались только в 1828 году. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м. Управляющий Колывановской шлифовальной фабрикой Михаил Лаулин отписал Александру I об этом событии, предоставив рисунок камня. И вскоре из столицы поступил заказ на изготовление элипсовидной чаши с детальным чертежом и гипсовой моделью. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников. Работы по ее изготовлению начались только в 1828 году.А. И. Мельников
Сначала 230 рабочих вытащили камень к каменотёсному сараю и подняли на метровую высоту. Более 100 человек первично обработали камень, освободив его от чужеродных пород, и спустя два года в 1830 году перетащили на специально сооруженные деревянные дровни. 567 бурлаков доставили эту глыбу за 30 вёрст на фабрику в Колывань. Сначала 230 рабочих вытащили камень к каменотёсному сараю и подняли на метровую высоту. Более 100 человек первично обработали камень, освободив его от чужеродных пород, и спустя два года в 1830 году перетащили на специально сооруженные деревянные дровни. 567 бурлаков доставили эту глыбу за 30 вёрст на фабрику в Колывань.
Музей Колыванского камнерезного завода Картина Г. Тарского «Доставка монолитного камня, из которого была сделана «Царица ваз» с Ревнёвского месторождения на завод»
Там в течение 14 лет резчики вручную обтесывали, шлифовали и полировали - кропотливейший, однообразный труд... Практически все вручную. С предельной осторожностью, конечно, тоже вручную, долотами бригада резчиков - 42 человека - вела резьбу орнамента. Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Не раз и не два находили, казалось бы, нужный монолит. Однако, как только брались за его обработку, в камне обнаруживались внутренние пороки. Наконец к 1842 году пьедестал тоже был готов. В центре его просверлили отверстие для установки пирона - стального стержня, на который предстояло монтировать ножку чаши. Там в течение 14 лет резчики вручную обтесывали, шлифовали и полировали - кропотливейший, однообразный труд... Практически все вручную. С предельной осторожностью, конечно, тоже вручную, долотами бригада резчиков - 42 человека - вела резьбу орнамента. Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Не раз и не два находили, казалось бы, нужный монолит. Однако, как только брались за его обработку, в камне обнаруживались внутренние пороки. Наконец к 1842 году пьедестал тоже был готов. В центре его просверлили отверстие для установки пирона - стального стержня, на который предстояло монтировать ножку чаши.
Высота вазы с пьедесталом 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый 3,22 м. Это самая большая ваза в мире. Вес – 19 тонн 600 кг.
Ритуал прощания с чашей, как и со всеми готовыми изделиями, проходил очень торжественно и суеверно. В цехе потушили свет, и старший мастер со свечой подошёл к изделию и внимательно смотрелся в зеркальное изображение. Говорили, что именно в этот момент частичка души мастера перелетела в вазу. Она начинала свою, особенную жизнь. Ритуал прощания с чашей, как и со всеми готовыми изделиями, проходил очень торжественно и суеверно. В цехе потушили свет, и старший мастер со свечой подошёл к изделию и внимательно смотрелся в зеркальное изображение. Говорили, что именно в этот момент частичка души мастера перелетела в вазу. Она начинала свою, особенную жизнь. А в местном храме, возведённом во имя Воскресения Христова, все жители Колывани молились, прося об успешной доставке вазы – результата огромного труда колыванских камнерезов. А в местном храме, возведённом во имя Воскресения Христова, все жители Колывани молились, прося об успешной доставке вазы – результата огромного труда колыванских камнерезов.
Так, спустя четверть века после находки повозка, состоящая из 4 специально изобретённых саней в «роде вагонов», запряженная 154 лошадьми, доставила чашу из Колывани в Барнаул, а оттуда с Уткинской пристани по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шеконе и по Мариинской системе в Санкт-Петербург. Так, спустя четверть века после находки повозка, состоящая из 4 специально изобретённых саней в «роде вагонов», запряженная 154 лошадьми, доставила чашу из Колывани в Барнаул, а оттуда с Уткинской пристани по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шеконе и по Мариинской системе в Санкт-Петербург.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 грузчиков купца Мочалова поставили чашу на место, получив за это 375 руб. Общая стоимость вазы составила рубля 32 копейки серебром. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы венок из дубовых листьев. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 грузчиков купца Мочалова поставили чашу на место, получив за это 375 руб. Общая стоимость вазы составила рубля 32 копейки серебром. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы венок из дубовых листьев.
Во время Великой Отечественной войны вазу обложили мешками с песком. Весной 1943 года работники Эрмитажа вычерпывали ведрами воду из чаши, которая попадала туда через пробитую снарядами крышу. Но время идёт своим чередом. Эрмитаж встречает ежедневно тысячи гостей со всего мира. Во время Великой Отечественной войны вазу обложили мешками с песком. Весной 1943 года работники Эрмитажа вычерпывали ведрами воду из чаши, которая попадала туда через пробитую снарядами крышу. Но время идёт своим чередом. Эрмитаж встречает ежедневно тысячи гостей со всего мира. На входе в музей посетителям выдают карты-схемы, где в тематическом маршруте «12 шедевров мира» можно найти путь к Царице ваз. Пройти по маршруту и увидеть, как огромное количество людей замирают с удивлением, почтением, восхищением пред вазой, выполненной из зелёно- волнистой яшмы колыванскими камнерезами. На входе в музей посетителям выдают карты-схемы, где в тематическом маршруте «12 шедевров мира» можно найти путь к Царице ваз. Пройти по маршруту и увидеть, как огромное количество людей замирают с удивлением, почтением, восхищением пред вазой, выполненной из зелёно- волнистой яшмы колыванскими камнерезами.
Символ Алтайского края Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем». Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».
Музей Колыванского камнерезного завода