ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОСТУПЕ К АРХИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ Сухих Дарья Николаевна, руководитель юридического направления Фонда Свободы Информации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 8-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Advertisements

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 8-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России Павлов Иван Юрьевич канд.юрид.наук адвокат Председатель Совета.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Информация ограниченного доступа. Классификация И_О_Д 1) в публично-правовой сфере: государственная тайна; профессиональная тайна (служебная тайна); 1)
Современные проблемы правоприменительной практики в сфере доступа к официальной информации Павлов Иван Юрьевич канд.юрид.наук адвокат Председатель Совета.
Итоги работы юридического отдела в 2012 году Фонд Свободы Информации.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Выполнила студент 4 курса 201 группы © Кудрявцева Н.А ©
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
АКТУАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Тема 11. Источники права.. 1. Понятие и виды источников права.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Защита персональных данных работников. Положения о защите персональных данных работников регламентируют Конституция Российской Федерации Конституция Российской.
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Бесплатная юридическая помощь сотрудниками.
Правовое положение ВИЧ-инфицированных граждан в Российской Федерации.
Нормативно-правовая база по работе с обращениями граждан: Нормативные правовые акты Федерального архивного агентства; Федеральный закон от
Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополь Контактный телефон: ( ) Сайт Управления : 1 Тема:
Транксрипт:

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОСТУПЕ К АРХИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ Сухих Дарья Николаевна, руководитель юридического направления Фонда Свободы Информации (Института Развития Свободы Информации)

Законодательные акты в сфере доступа к архивам: 1. Федеральный закон от ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» 2. Закон РФ «О государственной тайне» 3. Приказ Минкультуры/МВД/ФСБ от /584/352 «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: 1. ограничение доступа к архивам со ссылкой на государственную тайну 1. ограничение доступа к архивам со ссылкой на личную и семейную тайну 1. установление на уровне подзаконных актов ограничений на доступ к архивам, не предусмотренных федеральными законами

1. Проблема ограничения доступа к архивам со ссылкой на государственную тайну

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСТАЙНЕ 1. Неприменение нормы о максимальном 30-летнем сроке засекречивания 2. Отсутствие правила об автоматическом рассекречивании документов по истечении сроков засекречивания 3. Отнесение к гостайне при отсутствии реального ущерба безопасности РФ 4. «Засекреченность» самого законодательства о гостайне

1. НЕПРИМЕНЕНИЕ 30-ЛЕТНЕГО СРОКА ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ Абзац 4 статьи 13 Закона «О государственной тайне»: «Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны».

Однако в судебной практике установилась позиция, согласно которой 30-летний срок засекречивания не применим к документам, засекреченным до введения в действие Закона «О государственной тайне» (до 21 сентября 1993 года). Обоснование – закон не имеет обратной силы! Примеры: решение Мосгорсуда от / ; решение Мосгорсуда от / НЕПРИМЕНЕНИЕ 30-ЛЕТНЕГО СРОКА ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ

Также суды опирались на данное в законе понятие «рассекречивания» (абз. 1 ст. 13 Закона «О государственной тайне»: «Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям».

1. НЕПРИМЕНЕНИЕ 30-ЛЕТНЕГО СРОКА ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ Для изменения сложившейся практики была подана жалоба в Конституционный Суд РФ о признании неконституционной абз. 1 и 4 ст. 13 Закона «О государственной тайне» Определение Конституционного Суда РФ от О:«По буквальному смыслу части четвертой статьи 13 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», 30-летний срок засекречивания подлежит применению в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне как до, так и после вступления в силу данного Закона». РЕЗУЛЬТАТ:

2. ОТСУТСТВИЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАССЕКРЕЧИВАНИЯ Истечение срока, на который был засекречен документ, не является основанием для его автоматического рассекречивания без проведения в установленном порядке экспертизы на предмет наличия в нем сведений, составляющих государственную тайну (п. 5 «Типового положения о порядке рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов», утв. Решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от ). Пример: решение Мосгорсуда от /2010

3. ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОГО УЩЕРБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ Ст. 2 Закона «О государственной тайне»: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

3. ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОГО УЩЕРБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ Однако суды признают законным отнесение к государственной тайне документов даже том случае, когда в заключениях экспертизы, которыми продлевается срок секретности документов, отсутствует оценка возможного ущерба безопасности РФ! Примеры: решение Мосгорсуда от / ; решение Мосгорсуда от /011

4. «ЗАСЕКРЕЧЕННОСТЬ» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ Система отнесения сведений к гостайне: 1. Общий перечень категорий сведений, составляющих гостайну – ст. 5 Закона «О государственной тайне» 2. Конкретизированный «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» (утвержденный указом Президента РФ 1203 от ) 3. Ведомственные перечни сведений, отнесенных к гостайне в конкретном органе ЗАКОН ПОЗВОЛЯЕТ ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАТЬ! (ст. 9)

2. Проблемы ограничения доступа к архивам со ссылкой на личную и семейную тайну

Ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в РФ»: «3. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов». ________ _______ ___________ ______ _ _______ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ТАЙНЫ

Однако в действующем законодательстве отсутствует понятие «личной и семейной тайны»! ________ _______ ___________ ______ _ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ТАЙНЫ

Единственный ориентир – определение Конституционного Суда РФ 248-О от : «В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер». ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ТАЙНЫ

Между тем, в настоящее время суды относят к личной и семейной тайне: сведения о фактах жизни репрессированных лицах (постановление Октябрьского районного суда г. Архангельска от /2011 о прекращении уголовного преследования в отношении историка Супруна М.Н. по ст. 137 УК РФ) сведения, содержащиеся в протоколах партийных собраний органов КПСС (решение Смольнинского районного суда Санкт- Петербурга от /2011)

3. Проблема установления на уровне подзаконных актов ограничений на доступ к архива, не предусмотренных федеральными законами

ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЙ НА УРОВНЕ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ Яркий пример - Приказ Минкультуры/МВД/ФСБ от /584/352 «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно- проверочных дел» (далее – Положение)

ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЙ НА УРОВНЕ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ абзац второй подпункта «з» пункта 6 Положения устанавливает, что другие лица (не являющиеся реабилитированными лицами и их родственниками) могут быть допущены к материалам дел только по истечении 75 лет с момента создания документов (раньше - лишь с письменного согласия реабилитированных лиц или их родственников)

ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЙ НА УРОВНЕ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ Таким образом, абз. 2 пп. «з» п. 6 Положения закрепляет ограничение права на доступ ко всем без исключения материалам дел на реабилитированных лиц, однако ФЗ «Об архивном деле в РФ» (в ч. 3 ст. 25) устанавливается ограничение на доступ только к материалам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, сведения, создающие угрозу для его безопасности. Судебная практика: кассационное определение Верховного Суда РФ от КАС признало такое толкование абз. 2 пп. «з» п. 6 Положения неверным!

Спасибо за внимание! Сухих Дарья Николаевна руководитель юридического направления Фонда Свободы Информации (Института Развития Свободы Информации)