Структура ГИА.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы – 235 минут. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.
Часть 1 (сжатое изложение) Выполняется на основе прослушанного текста публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля) Текст прослушивается учащимися 2 раза (аудиозапись) Проверяются в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
Сжатое изложение (С1) Содержательная обработка прослушанного текста (предметное и общеучебное умение) Извлечение главной информации из текста Языковая обработка прослушанного текста (предметное умение) Умение лаконично передать извлечённую информацию в письменной речи
Содержательная обработка информации текста Основные аналитические умения : выделять микротемы текста; выбирать главное в каждой микротеме; определять функционально- содержательные особенности текста (тип речи); определять структурно-композиционные особенности текста; видеть логику текста
Языковая обработка информации текста Основные продуктивные речевые умения: сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста; лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами; сохранять функционально-содержательные особенности прослушанного текста (тип речи); сохранять структурно-композиционные особенности текста; строить связное изложение в соответствии с логикой автора
Сжатое изложение – мах 7 баллов Содержание изложения (отражение всех микротем текста) – 0-2 балла Сжатие исходного текста (применение приемов сжатия текста) – 0-3 балла Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (логичность текста, абзацное членение)– 0-2 балла
Часть 2 (тест) - мах 16 баллов выполняется на основе прочитанного текста (текст учащиеся получают вместе с заданиями) и содержит 16 заданий: – 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, квалифицировать средства речевой выразительности, выполнять звуковой анализ слова, использовать правила правописания всех морфем (частей слова); – 9 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях ).
Элементы содержания, проверяемые тестовыми заданиями экзаменационной работы 1. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова (1 задание) 2. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты (2 задания) 3. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Осложнения простого предложения. Виды сложных предложений (8 заданий) 4. Орфография и морфемика. Правописание корней, приставок, суффиксов. Слитное, раздельное и дефисное написание слов (3 задания) 5. Выразительность русской речи. (1 задание) 6. Речь, чтение. Адекватное понимание письменной речи (1 задание)
Часть 3 (сочинение) выполняется на основе прочитанного текста и содержит 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), которое проверяет умение создавать в письменной форме высказывание на лингвистическую тему. проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.
Сочинение-рассуждение Раскрыть смысл предложенного высказывания. Аргументировать свой ответ, приводя примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие лексические и (или) грамматические явления русского языка.
Сочинение-рассуждение – мах 9 баллов Наличие обоснованного комментария предложенной цитаты – 0-2 балла Наличие примеров-аргументов с указанием их роли в данном тексте – 0-3 балла Смысловая цельность, речевая связность и последовательность текста – 0-2 балла Композиционная стройность работы – 0-2 балла
2 и 3 части выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста
Грамотность и фактическая точность речи изложения и сочинения – мах 10 баллов Орфографические нормы – 0-2 балла Пунктуационные нормы – 0-2 балла Грамматические нормы – 0-2 балла Речевые нормы – 0-2 балла Фактическая точность письменной речи – 0-2 балла
Итоговый балл – 42 балла Изложение – мах 7 баллов Тестовая часть – мах 16 баллов Сочинение – мах 9 баллов Грамотность – мах 10 баллов
Объем письменной работы Изложение от 70 слов Сочинение от 70 слов итого от 140 слов Если в изложении и сочинении вместе менее 70 слов, то такая работа по критериям грамотности оценивается 0 баллов.
Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Дополнительные материалы и оборудование На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями
Рекомендации по подготовке к экзамену С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. ГИА. Русский язык Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты
Рекомендации по подготовке к экзамену Л.С.Степанова. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме.
Рекомендации по подготовке к экзамену А.Ю.Кузнецов, А.С.задорожная, Т.Н.Кривко, Л.И.Кузнецова. ГИА9. Русский язык Рабочие тетради: А1-А3 – текст, анализ текста, выразительные средства лексики и фразеологии А4-А7 – фонетика и орфография В1-В9 – лексика, синтаксис и пунктуация