История Донского края.
Сарматы (греч.) – общее название кочевых ираноязычных племён (4 в. до н.э. – 4 в. н. э): аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы. Заселяли степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная.
На смену скифам пришли новые завоеватели. Новые народы назывались сарматами. Посмотрите внимательно на этого мужчину. Это же предок донского казака.
Савроматы – древнейшая форма имени сарматов. Образование савроматского союза племён произошло в ту эпоху, когда скифы совершали походы в Переднюю Азию и завоёвывали Северное Причерноморье. До этого времени предки савроматов жили на равнине между Кавказом и нижним междуречьем Волги и Дона. Есть даже предположение, что савроматы участвовали в скифских походах за Кавказ. Но уже к 6 веку до н. э. граница между землями скифов и савроматов проходила по Дону и предкавказским степям южнее рек Маныча и Кумы. Савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них не было ещё государства. Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов жёноуправляемым народом. Учёные полагают, что савроматский род был материнским. Впоследствии на основе савроматских племён возникли новые сарматские союзы, и признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.
Война была едва ли не повседневным занятием сарматов. Война была едва ли не повседневным занятием сарматов. Сюжет картины навеян одним из сражений. Кажется, ничто не может остановить победного шествия сармата, сеющего смерть на своём пути. Беспомощен поверженный воин, в тело которого вонзится копьё. Военные достижения сарматов связаны с развитием приёмов ближнего боя. Это дало им военное преимущество при завоевании Европейской Скифии.
Лёгкая конница была незаменима для манёвра - обхвата флангов, преследования, для набегов и разведки.
Всадники были вооружены длинными и короткими мечами, копьями, луками и стрелами. Конь был для сармата всем. Он давал пищу, питьё, одежду, конь давал силу и богатство, спасал жизнь.
Впоследствии сарматам пришлось столкнуться с греческой фалангой и римским легионом. Лёгкая конница не способна была побеждать хорошо организованную и обученную тяжёлую пехоту. Сарматы провели реформу войска и создали тяжёлую конницу катафрактариев. (Катафракта – наименование всаднического доспеха.) Впоследствии сарматам пришлось столкнуться с греческой фалангой и римским легионом. Лёгкая конница не способна была побеждать хорошо организованную и обученную тяжёлую пехоту. Сарматы провели реформу войска и создали тяжёлую конницу катафрактариев. (Катафракта – наименование всаднического доспеха.)
Главным оружием катафрактариев были копья, длина которых достигала четырёх с половиной метров. Своё копьё, прикреплённое к шее и крупу коня, всадник держал обеими руками. Он стремился поразить врага колющим ударом копья. Бег коня увеличивал силу удара. Тяжёловооружённая сарматская конница представляла грозную силу.
Сарматское войско формировалось как народное ополчение. Его организация повторяла устройство сарматского общества. Прежде всего каждый воин становился членом небольшого отряда, созданного той родственной группой, к которой принадлежала его семья. Отряд родственников был частью «полка» территориальной общины и вместе с ним входил в армию племени. Войско союза подчинялось верховному царю. Постоянные дружины складывались из людей, для которых набеги и войны были главным занятием.
В военных операциях участвовали не только боеспособные мужчины, но и женщины. Во всех погребениях взрослых мужчин и в каждом пятом женском погребении археологи находят оружие и конскую сбрую.
Сарматка из вспомогательного отряда (с фрески склепа в Крыму). Вооружение и доспехи сарматки: шлем, наконечники копий, меч, доспехи. Сарматка из вспомогательного отряда (с фрески склепа в Крыму). Вооружение и доспехи сарматки: шлем, наконечники копий, меч, доспехи.
О сарматских женщинах – воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна женщина не выходит замуж, пока не убьёт врага». О сарматских женщинах – воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна женщина не выходит замуж, пока не убьёт врага».
По – видимому, женщины жили не отдельным племенем (по крайней мере, в наших местах), а вместе с мужским населением, лишь выделившись в отдельные отряды, подобно современным воинским частям, расположенным у населённых пунктов.
Почти 600 лет сарматы держали в ужасе античный мир, и гром копыт их коней предрекал беду и смерть. Однако блеск сарматского золота померк. В 3 веке н. э. ощутимый удар им нанесли готы, а в начале 4 века н. э. сарматы оказались на пути гуннов, которые окончательно разгромили сарматов. И они сошли с исторической арены.
Лишь степные курганы и исторические летописи до сих пор хранят память о них – народе, «опоясанном мечом». Лишь степные курганы и исторические летописи до сих пор хранят память о них – народе, «опоясанном мечом».
При подготовке презентации использовались - интернет – ресурсы; - материалы Большой советской энциклопедии. Спасибо за внимание.