«Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г.»
С 2009 года в 19 регионах РФ начался эксперимент по изучению в школах духовно-нравственных дисциплин. Начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации от г. 84-р Приказ Министерств образования и науки Республики Бурятияот г. «Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Республики Бурятия» Изучение курса начинается в 4 классе Родители смогут добровольно выбрать один из модулей четырех традиционных религий России из мировых религиозных культур либо основы светской этики "Основы религиозных культур и светской этики" Комплексный курс является светским и не предусматривает обучение религии. Основная линия курса – культурологическая.
Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур». «Для нас всех важно, чтобы с самого начала было предусмотрено главное: свобода выбора дается именно родителям и ученикам, главным заказчикам образовательного процесса».
«В рамках учебного предмета ОРКСЭ с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Изучение ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Изучение ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей: формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Задачи учебного курса ОРКСЭ
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Задачи учебного курса ОРКСЭ
культурологический характер курса; светский характер курса; безотметочная методика преподавания; учет психологических особенностей младшего подросткового возраста в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» Особенности учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Место учебного курса ОРКСЭ в учебном плане С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года.
Место учебного курса ОРКСЭ в учебном плане учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы. предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ
Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
Подготовка к введению курса ОРКСЭ Формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение курса ОРКСЭ Создание организационно-педагогических условий Обеспечение обучающихся учебно-методическим комплексом курса ОРКСЭ Совершенствование материально-технической базы Обеспечение информационного сопровождения
Структура учебного курса ОРКСЭ Курс включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Учебно-методический комплект издательства «Просвещение»
Модуль 1. Основы мировых религиозных культур Урок 1. «Россия-наша Родина» Урок 2-3. "Культура и религия« Урок 4. « Возникновение религий» Урок 5. «Возникновение религий. Религии мира и их основатели» Урок 6-7. "Священные книги религий мира" Урок 8. Хранители преданий в религиях мира» Урок «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»" Урок 11. «Человек в религиозных традициях" Урок «Священные сооружения" Урок «Искусство в религиозной культуре» Урок «Творческие работы учащихся"
Модуль 2. Основы светской этики Урок 1. "Россия - наша Родина" Урок 2. "Что такое светская этика" Урок 3. «Культура и мораль" Урок 4. «Особенности морали» Урок 5-6. "Добро и зло" Урок 7-8. "Добродетель и порок" Урок 9. "Свобода и моральный выбор человека " Урок 10. «Свобода и ответственность» Урок 11. «Моральный долг» Урок 12. «Справедливость» Урок 13. «Альтруизм и эгоизм» Урок 14. «Дружба» Урок 15. «Что значит быть моральным» Урок «Подводим итоги»
О значении и содержании курса светской этики в интервью РИА «Новости» рассказал заведующий лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Эраст Козлов А что такое светская этика ? И какие вы предлагаете приемы ее преподавания в школе? - Синонимы понятия светская этика – нравственность, мораль, понимаемые как система норм и правил, выработанных обществом и им охраняемых. Детей следует учить этим правилам. Главное из них – не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. В наших учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы.
Модуль 3. Основы православной культуры Урок 1. «Россия-наша Родина» Урок 2. «Культура и религия» Урок 3. «Человек и Бог в православии» Урок 4. «Православная молитва» Урок 5. «Библия и Евангелие» Урок 6. «Проповедь Христа» Урок 7. «Христос и Его крест» Урок 8. «Пасха» Урок 9. «Православное учение о человеке» Урок 10. «Совесть и раскаяние» Урок 11. «Заповеди» Урок 12. «Милосердие и сострадание» Урок 13. «Золотое правило этики» Урок 14. «Храм» Урок 15. «Икона» Урок 16. «Творческие работы учащихся» Урок 17. «Подведение итогов»
Модуль 4. Основы исламской культуры Урок 1. «Россия-наша Родина» Урок 2. «Колыбель ислама» Урок 3. "Пророк Мухаммад - основатель ислама" Урок 4. «Начало пророчества» Урок 5. «Чудесное путешествие пророка» Урок 6. «Хиджра» Урок 7. «Коран и Сунна» Урок 8. «Вера в Аллаха» Урок 9. «Божественные Писания. Посланники бога» Урок 10. «Вера в Судный день и судьбу» Урок 11. «Обязанности мусульман» Урок 12. «Поклонение Аллаху» Урок 13. «Пост в месяц Рамадан» Урок 14. «Пожертвование во имя Всевышнего» Урок 15. «Паломничество в Мекку» Урок «Творческие работы учащихся»
Модуль 5. Основы буддийской культуры Урок 1. «Россия-наша Родина» Урок 2. «Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию» Урок 3-4. «Будда и его учение» Урок 5-6. «Буддийский священный канон «Трипитака»» Урок 7-8. «Буддийская картина мира» Урок 9. «Добро и зло» Урок 10. «Принцип ненасилия» Урок 11. «Любовь к человеку и ценность жизни» Урок 12. «Сострадание и милосердие» Урок 13. «Отношение к природе» Урок 14. «Буддийские учителя» Урок 15. «Семья в буддийской культуре и ее ценности» Урок «Творческие работы учащихся»
Модуль 6. Основы иудейской культуры Урок 1. «Россия - наша Родина» Урок 2. «Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия» Урок 3. «Тора-главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля» Урок 4. «Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма»» Урок 6. «Евреи в Египте: от Йосефа до Моше» Урок 7. «Исход из Египта» Урок 8. «Дарование Торы на горе Синай» Урок «Пророки и праведники в иудейской культуре» Урок 11. «Храм в жизни иудеев» Урок 12. «Назначение синагоги и ее устройство» Урок 13. «Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал» Урок 14. «Молитвы и благословения в иудаизме» Урок 15. «Добро и зло» Урок «Творческие работы учащихся»
Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля изучения курса ОРКСЭ должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Структура учебного курса ОРКСЭ Курс включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Emblema_osnovy_svetskoi_yetiki.jpg Emblema_osnovy_pravoslsvnoi_kul'tury Emblema_osnovy_islamskoi_kul'tury Emblema_osnovy_buddiyskoi_kul'tury Emblema_osnovy_iudeyskoy_kul'tury Интернет-ресурсы / Сайт АПКиППРО