Выступление педагога-психолога ГБОУ СОШ 599 Горячкиной Т.В.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания и учителей, и родителей. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднее звено. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.
Во время обучения в средней школе каждый учащийся проходит важнейший для развития человека подростковый кризис. Характер прохождения кризиса влияет на другие виды деятельности, в том числе и на учебную, т.е. успехи в освоении учебного материала зависят не столько от интеллектуального развития ребенка или его личностных качеств, сколько от того, насколько он способен справиться с глубокими внутренними переживаниями. В нашей культуре не принять проявлять свои чувства, в семьях это зачастую считается слабостью, поэтому у многих детей этот опыт отсутствует. Кроме того, собственный внутренний мир кажется подростку еще слишком хрупким, и он всячески закрывает его от вторжения, в особенности от взрослых.
Новообразованием данного возраста является рефлексия, т.е. осознанность восприятия и поведения, в связи с чем происходят изменения и в познавательной деятельности, и в характере отношения в окружающим людям и в самим себе. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность и способность к саморегуляции. Часто учебные трудности вызываются именно недостаточным уровнем их развития.
Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся, но продолжает оставаться общественно оцениваемой деятельностью, влияет на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся.
Развитие рефлексии, т.е. осознанного восприятия, меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, собственное мнение, в том числе и представления о ценности, значимости учения. Переход в среднее звено оценивается как более «взрослый» этап обучения, стимулирует этот процесс формирования личного отношения к учению, но далеко не все дети оказываются готовыми к нему.
В это время наибольшие изменения затрагивают взаимоотношения с другими людьми, прежде всего со сверстниками. Начало нового учебного года – это реальный шанс занять новое положение в системе личных взаимоотношений в классе, получить другой статус ученика в этой системе, причем в дальнейшем в большей степени сохраняется именно неблагоприятный статус. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только учеба и отношения с учителями. Среда сверстников становится более конфликтной, чем в начальной школе, вследствие повышения общего уровня внутренней агрессии в этом возрасте: - часто разрушаются привычные дружеские связи, - появляются отвергаемые дети и изгои, - возникает острое соперничество за лидерство.
Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка формировалась учителем на основании результатов учебы, корректируются и оцениваются другими детьми, при этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки: резко возрастает количество негативных самооценок, недовольство собой распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу. Поэтому особенно остро дети в этот период нуждаются в поддержке, в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего родителями.
Сейчас дети проживают довольно сложный период включения в учебную деятельность – это адаптационный период. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня и т.д. В среднем адаптационный период составляет около 4-х недель, а вообще длительность зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Школьникам в это время необходим щадящий режим: это касается и собственно распорядка дня, и общения с ТВ и компьютером, и учебной деятельности. Не имеет смысла сейчас требовать от детей полного погружения в учебу и высокой успеваемости. Они сейчас на это просто не способны физически.
Основная сложность – успешно преодолеть: подростковый кризис + 1. глубокие личные переживания; 2. рефлексия, т.е. осознанность восприятия и поведения; 3. развитие произвольности; 4. формирование собственного мировоззрения; 5. ведущая деятельность – общение со сверстниками; адаптационный период 1. новая система социальных условий; 2. новые отношения с одноклассниками и учителями; 3. другие требования; 4. новые виды деятельности; 5. изменившийся режим дня.
Просьба к родителям В отличие от начальной школы Вы теперь будете получать информацию о своих детях от разных учителей и сможете сопоставить успехи ребенка на разных уроках, в разных ситуациях школьной жизни. Пожалуйста, не спешите в отрицательных результатах винить новых учителей, или предъявлять штрафные санкции детям. Помните, что у всех сейчас период знакомства и привыкания. Имейте, пожалуйста, ввиду, что конфликты между родителями и учителями очень сильно отражаются на отношении детей к школе, учебе, учителям и усугубляет трудности переходного периода. А Ваша задача, напротив, максимально облегчить детям прохождение этого этапа.
Спасибо за внимание!