Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности
Составляющие индивидуальности творческое отношение ребенка к себе и своему бытию (складывается из совокупности доминант) творческое отношение ребенка к себе и своему бытию (складывается из совокупности доминант) задатки и способности ребенка задатки и способности ребенка социально-культурный опыт социально-культурный опыт нравственная направленность нравственная направленность творческая активность творческая активность
Творческое отношение ребенка к себе и своему бытию обусловливает: индивидуальный стиль мышления и деятельности индивидуальный стиль мышления и деятельности своеобразие выбора форм и способов поведения своеобразие выбора форм и способов поведения отношения с окружающими отношения с окружающими особенности эмоционально- чувственного восприятия происходящих событий особенности эмоционально- чувственного восприятия происходящих событий
Доминанта человека – концентрация его интеллектуальных, душевных и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности.
Задатки и способности ребенка «Подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко раскрывает его природные задатки» В.А. Сухомлинский
Социально-культурный опыт включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности. включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности. умение и навыки познавательной и преобразовательной деятельности. умение и навыки познавательной и преобразовательной деятельности. опыт творческого созидания. опыт творческого созидания. установление коммуникационной связей и отношений с людьми установление коммуникационной связей и отношений с людьми
Нравственная направленность Соотношение человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения с духовно- нравственными ценностями общества.
Творческая активность Должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом
Индивидуальность – интегрированное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.
Что делать педагогу для успешного становления индивидуальности ребенка?
Во-первых, создание «деятельностной ниши» для ребенка в разнообразной деятельности классного сообщества; Во-вторых, обеспечение благоприятного положения ребенка в системе связей и отношений с одноклассниками; В-третьих, организацию внешне выраженного расположения каждому ребенку, внимания, заботы, нежности, признательности, восхищения.
Педагогические условия успешности процесса становления и индивидуальности ребенка: 1. Восприятие классным руководителем и его воспитанниками индивидуальности как особо значимой ценности 2. Наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности
3. Ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
4. Предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности. 5. Создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчества, проявлению и развитию своих склонностей и способностей
6. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирования в ребенке общего, особенного и единичного. 7. Стимулирование стремление школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем.
8. Теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуальностно-ориентированной воспитательной деятельности 9. Поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения