Первобытное искусство. Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Искусство древнего Египта. Нет ничего выше искусства письма! Кто постиг его, подобен рыбе в воде. Загляни в конец книги «Египет». Там увидишь ты изречение. В котором сказано: «Писец, имеющий место в столице, не узнает в ней бедности!» Усвой эту мудрость, иначе ты раскаешься. Я видел писцов, знаю искусство письма, о котором сказано в той же книге: »Возлюби письмо больше, чем родную мать. И будет благодать над тобою!« Ибо искусство письма превыше любого другого. Ничто не сравнится с ним на земле...
Идеал божества. Облик идеального правителя... сын фараона вступил во дворец. По праву завладел он наследством отца своего, ибо нет божества ему равного и нет никого, кто бы мог его в чем-либо превзойти… (Фараон в глазах египтянина представал в образе божества.)
Архитектурные памятники правителей. Возвеличивай вельмож своих, дабы соблюдали они предначертанное тобою. Нет пристрастности богатого в доме своем, он владелец имущества, не терпит ни в чем недостатка. Не говорит бедняк правды, ибо не прав жаждущий чужого добра. Пристрастен он к тому, кого любит, склоняется к одарившему его. Чаще всего памятники возводили правители себе и только в некоторых случаях, своим предкам.