В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Инновационная форма - организация самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Результат – надпредметные понятия, ключевые компетентности, опыт социального взаимодействия
ЛИЧНОСТЬ, способная к продуктивной деятельности ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ Фундаментальные академические знания Универсальные учебные действия
Ключевые компетентности ФГОС Умение учиться. Умение общаться, сотрудничать. Умение быть продуктивным, делать. Умение жить в обществе и взаимодействовать с разными людьми. Умение работать с информацией.
Методологические основы обучения Развивающее обучение Личностно-ориентированное обучение Компетентностный подход Системно-деятельностный подход
1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарностьдемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционный «Знаниевый» Современный «Деятельностный» ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»? Стандарты и образовательный процесс
Проектирование урока как технологической цепочки У Р О К Проектирование урока Целеполагание на уроке Отбор содержания учебного материала Методы и приемы Формы организации деятельности учащихся Подготовка к домашней работе Оценка, самооценка деятельности Рефлексия
Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.-М.: Педагогический поиск, с.
Мотивация Образное представление об изучаемой теме Осмысление практической и социальной значимости Рефлексия Вводное учебное занятие (0 тип)
Мотивация Актуализация субъектного опыта учащихся Организация восприятия Организация осмысления Первичная проверка понимания Организация первичного закрепления Анализ Рефлексия Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала (1 тип)
Мотивация Актуализация ведущих знаний и способов действий Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях Самостоятельное применение знаний Контроль и самоконтроль Коррекция рефлексия Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности (2 тип)
Мотивация Актуализация комплекса знаний и способов деятельности Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях Самоконтроль и контроль Коррекция Рефлексия Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности (З тип)
Мотивация Анализ содержания учебного материала Выделение главного в учебном материале Обобщение и систематизация Установление внутрипредметных и межпредметных связей Рефлексия Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности (4 тип)
Мотивация Самостоятельное выполнение заданий Самоконтроль Контроль Анализ, оценка Коррекция Рефлексия Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности (5 тип)
Распределение интенсивности умственной деятельности 5-25 минута минута минута 80 % % 10 % эффективность
Возможная структура самоанализа урока Характеристика класса, его готовность к уроку (внешняя и внутренняя – психологическая); при необходимости - быстрота включения, организационные действия учителя. Место урока в теме, разделе Методологическая основа урока Тема, цель урока, тип урока По каждому этапу: Дидактическая задача Педагогические средства, обоснование их отбора (содержание, методы, приемы, технологии, дидактические материалы, ИКТ и пр.) Степень решения поставленных дидактических задач (оценка деятельности обучающихся, результатов, возникшие затруднения, каким образом были или будут устранены) Каким образом была установлена обратная связь Общая результативность урока (степень достижения целей, анализ созданных условий, в т.ч. соблюдение санитарно-гигиенических требований (ТБ, температурный режим, физ-минутка и пр.))