Единая цель педагогических студий - профессиональное осмысление ( порой переосмысление ) педагогической позиции и профессиональное оснащение педагогическим мастерство Основное предназначение педагогической студии – формирование и развитие педагогических, методических умений, научно обоснованных и практически проверенных Педагогическая студия
технологический Три уровня обучения теоретический методический
Структура I. Пролог « Признание проблемы - половина успеха в ее разрешении » ( Зигмунд Фрейд ) II. Этюд « Каждая проблема скрывает в себе новые возможности » ( Ричард Бах ) III. Экспликация « Правильно решить проблему наилучшим образом можно тогда, когда люди в состоянии свободно обсудить ее » ( Томас Маколей ) IV. Эскалация. Практикум. « Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень » ( Альберт Эйнштейн ) V. Рефлексия « Критерий успеха не в том, насколько важные проблемы вы решаете, а в том, чтобы это не были все те же проблемы, которые вы решали в прошлом году » ( Брендан Франсис )
Свобода – возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей Н.Б. Крылов Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело А.П.Чехов Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей Д. Пойа Открытое занятие педагогической студии «Учитель – профессионал XXI века»
Тема занятия Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Заверши фразу · мне интересно (любопытно), что… · я пришел на занятие, чтобы… · я хочу узнать… · я хочу понять…
Ключевые понятия педстудии Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция – круг вопросов, в которых кто- нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав
Компетенции – это требования Компетентность – это проявление этих требований
Экспликация. Панорама педагогического опыта Экспликация. Панорама педагогического опыта Компетентность педагога как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетенций учащихся Одегова А. Н., учитель химии Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя Гавриленко Н. В., учитель математики ИКТ - компетентность педагога как условие повышения качества урока Сидоревич З. Д., учитель физики
Эскалация. Практикум Эскалация. Практикум Вопросы : Какие подходы к сообщению темы урока, постановке целей и задач урока вы отмечаете ? Практикуете ли вы увиденные на уроках подходы к постановке целей ? Как вы организуете постановку цели на уроке ? Поделитесь опытом
Эскалация. Практикум Эскалация. Практикум Вопросы : Каковы особенности этапа проверки домашнего задания у каждого из педагогов ? Чем определён выбор приёмов для проверки домашнего задания ? Какими ещё методами и приёмами для проверки домашнего задания вы можете поделиться со всеми ?
Эскалация. Практикум Эскалация. Практикум Вопросы : Обоснуйте правильность выбранных методов и средств на данном этапе. Поделитесь своими приёмами, которые вы используете для формирования умений у учащихся. От чего и как зависит выбор методов и средств для этапа изучения новых знаний ?
Эскалация. Практикум Вопросы : Осуществлялась ли взаимосвязь цели и результата на уроке ? Приведите интересные, на ваш взгляд, приёмы подведения итогов урока из своей практики
Личностно-адаптивные компетенции - Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами - Быть упорным и стойким перед трудностями - Использовать новую информацию и коммуникативные технологии - Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации -Придумывать новые решения 8,9,10,20,35 Структура ключевых компетенций в образовании
Сотрудничество - Вести переговоры - Принимать решения - Устанавливать и поддерживать контакты - Справляться с разнообразием мнений и конфликтами - Сотрудничать и работать в команде 6,17,19,32,33
Исследовательские компетенции - Представлять и обсуждать различные виды материалов в разнообразных аудиториях - Получать и обрабатывать информацию - Обращаться к различным источникам данных и использовать их - Использовать документы и их систематизировать их в самостоятельно организованной деятельности -Организовывать консультации с экспертом 3,11,21,25,31
Коммуникативные компетенции - Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках - Дискутировать и защищать свою точку зрения - Читать графики, диаграммы и таблицы данных - Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей -Выступать на публике 4,18,22,23,28
Организаторская деятельность - Овладевать инструментарием моделирования - Организовывать свою работу - Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него - Принимать ответственность -Вступать в проект 7,16,24,29,34
Социально - личностные компетенции -Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества -Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями - Понимать произведения искусства и литературы -Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций -Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой 2,13,14,15,27
Учебные компетенции Решать учебные и самообразовательные проблемы. Принимать на себя ответственность за получаемое образование Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. Извлекать выгоду ( пользу ) из образовательного опыта 1,5,12,26,30
Уровни профессионализма педагога Стажер Гуманист Самодиагност Осознанная индивидуальность Педагог по призванию От эрудита до мастера Педагогическое сотрудничество Мастер-диагност Исследователь Творец-новатор Профессионал-эксперт
Профессиональные компетенции Стажер Специальные знания по предмету. Адаптивность (отсутствие чувства беспомощности). Способность работать эффективно в качестве подчинённого. Отношение к правилам и инструкциям, готовность к их выполнению. Гуманист Способность слушать и принимать мнение окружающих. Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия. Самодиагност Тенденция к самоконтролю (рефлексия). Самоконтроль (способность удерживаться от первичного побуждения к действию, контроль импульсивности). Осознанная индивидуальность Уверенность в себе. Самостоятельность мышления, оригинальность. Готовность работать над чем-нибудь сложным, спорным и вызывающим беспокойство. Настойчивость. Педагог по призванию Качества, необходимые для эффективной работы в школе. От эрудита до мастера 1.Владение частными методиками преподавания. 2.Готовность и способность к самостоятельному обучению. 3.Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей. 4.Готовность решать сложные вопросы.
Профессиональные компетенции Педагогическое сотрудничество 1.Способность к совместной работе ради достижения общей цели. 2.Склонность к корпоративному взаимодействию, к участию в оргпланировании. 3.Способность побуждать других людей к совместной деятельности. Мастер- диагност 1.Поиск применения обратной связи (использование своих ошибок в качестве материала для самоанализа в работе). 2.Склонность к размышлениям о будущем (привычка к абстрагированию, размышление о предполагаемых стратегических плановых результатах). Исследователь 1.Исследование окружающей среды для выявления её ресурсов (материальных и человеческих). Творец- новатор 1.Управленческие компетенции (способность построить образовательный процесс). 2.Готовность к инновационной деятельности. 3.Персональная ответственность. Профессионал -эксперт 1.Критическое мышление (постановка под сомнение высказываний и советов авторитетов, способность к выводам на основе самоанализа). 2.Способность принимать правильные решения.
Рефлексия Graffiti"