Оценочная деятельность педагога в условиях введения ФГОС основного общего образования
Проблемы в сфере оценивания учебных достижений подмена оценки как компонента учебной деятельности выставлением отметок по 5-ти балльной шкале для обеспечения «накопляемости»; подмена оценки как компонента учебной деятельности выставлением отметок по 5-ти балльной шкале для обеспечения «накопляемости»; отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую; отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую; закрытость для учащихся требований, выполнение которых будет оцениваться, и неразработанность критериальной базы оценивания; закрытость для учащихся требований, выполнение которых будет оцениваться, и неразработанность критериальной базы оценивания; ориентация оценивания только на сформированность предметных ЗУНов; ориентация оценивания только на сформированность предметных ЗУНов;
Проблемы в сфере оценивания учебных достижений использование методов, средств, форм оценивания без учета возрастных особенностей школьников; низкий уровень компетентности педагогов в области целей, задач, содержания, методов, форм и средств организации оценочной деятельности, её роли в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, значении в сохранении психологического здоровья школьников; слабая ориентация образовательного процесса на образовательные достижения каждого ученика.
Место, роль контроля и оценки в учебном процессе должны меняться в направлениях: постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к обучающимся; перехода от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному; сближения школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого выпускника обществом, между которыми в настоящее время, как известно, существует значительный разрыв.
Особенности предлагаемой системы оценки: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценку динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; Особенности предлагаемой системы оценки:
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц
Портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности
Принципы критериального оценивания Критериальность Критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими);
Принципы критериального оценивания Приоритет самооценки Приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы)
Принципы критериального оценивания Гибкость и вариативность Гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);
Принципы критериального оценивания Естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учеников включаются результаты наблюдений за их учебной деятельность в обычных условиях).
Лист индивидуальных достижений при изучении темы, курса Планируемые результатыСамооценкаОценка учителя
«Звездный» лист п\п ДатаЗа что получил «Звезду»Подпись учителя
Ситуация А Для вводного урока, с которого начинается изучение конкретной учебной темы, предложите Ваш вариант разработки совместно с учащимися (или ознакомления учащихся) с планируемыми результатами изучения темы, критериями оценки, КИМами. Продумайте использование при этом специальных средств (листы достижений, сборники требований, дневников и др.), а также технических средств обучения.
Ситуация В Предложите способы организации работы обучающихся по подготовке их к устному ответу и его оценке на уроке применения новых знаний (на основе принципов критериальности и приоритетности самооценки).