Исследовательский проект : «Советские и немецкие концлагеря в истории» Исполнитель : Пруцких Елизавета Дмитриевна; ученица 9 «А» класса МОУ СОШ 181 Руководитель : Корнильцева Мария Святославна; учитель истории и обществознания I категории МОУ СОШ 181
Актуальность Наше поколение должно интересоваться историей своих предков, это самое малое, что мы можем сделать для них, ведь они живая история, о которой мы должны помнить и заботиться. Поэтому я посчитала необходимым провести данную работу. Плюс ко всему недавно наступил великий праздник – 65-тилетие со дня Великой Победы. Это еще один повод вернуться назад и посмотреть на проблему современным взглядом.
Объект и предмет исследования Объект исследования – Великая Отечественная Война (ВОВ). Предмет исследования – немецкие концлагеря в сравнении с советскими концлагерями.
Цели Что известно нашему поколению о концлагерях? Я считаю, многие даже не слышали такого слова и уж тем более не вдумывались в его происхождение. Таким образом, целью данного исследования является ознакомление с двумя концлагерями – ГУЛАГ и Освенцим.
Задачи Для выполнения своей цели были поставлены следующие задачи : познакомиться с понятием «концлагерь»; познакомиться с историей концлагерей; выявить степень информированности учащихся МОУ СОШ 181 о концлагерях; проанализировать имеющуюся литературу по данному вопросу провести сравнительный анализ ГУЛАГа и Освенцима.
Концлагерь (понятие, история) Концентрационный лагерь (сокращенно концлагерь) – термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан : военнопленных различных войн и конфликтов; политических заключенных при некоторых диктаторских режимах правления; заложников, обычно во время гражданской войны; иных лиц, лишенный свободы ( как правило в несудебном порядке). Термин «концентрационный лагерь» появился в период англо-бурской войны, и применен английской армией к местам содержания бурского сельского населения, которое «концентрировалось» в лагерях для предотвращения помощи партизанам. Первоначально термин использовался, в основном, в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется в первую очередь с концлагерями Третьего рейха. Также у этого термина есть и другие исторические значения в годах, когда поток людей в Новый Свет составлял порядка 5000 человек в день, «концентрационными лагерями» именовались в США лагеря для временного размещения иммигрантов.
Освенцим и ГУЛАГ Освенцим, Освенцим-Бжезинка (польск. Oświęcim-Brzezinka), точнее Аушвиц-Биркенау (нем. Auschwitz-Birkenau) комплекс немецких концлагерей, располагавшийся в гг. на юге Польши, около города Освенцим, в 60 км к западу от Кракова. В мировой практике принято использовать немецкое, а не польское название, поскольку именно оно использовалось нацистской администрацией, однако в советских и российских справочных изданиях и СМИ по- прежнему преимущественно используется польское, хотя и более точное немецкое постепенно входит в употребление. Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛАГ) - подразделение НКВД (МВД) СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) в годах, важнейший орган системы полит. Репрессий СССР.
Освенцим На фото : главный вход в освенцим. Над воротами людей встречает фраза : « Arbeit macht frei» ( « Труд освобождает » ).
ГУЛАГ На фото : каторжный труд заключенных ГУЛАГа.
Сравнительный анализ ГУЛАГа и Освенцима ГУЛАГ Прошло 10 млн; скончалось 3.7 млн; Нац. состав – русские, украинцы, белорусы, татары, литовцы…; Условия – 3 режима : строгий, усиленный и общий; Руководство – Коган, Берман, Плимер…; Эксперименты – не ставились; Каторжный труд – был распространен; Структура – один главный лагерь; Политика по отношению к выжившим узникам – раньше Российское правительство называла всех бывших узников врагами народа, но сейчас все изменилось. Эти люди имеют различные льготы, выплачены денежные компенсации; ГУЛАГ в представлении российских граждан – тюрьма для заключенных в военные годы; тяжелый, каторжный труд; Музеи на месте ГУЛАГа - до сих пор ничего нет. Освенцим 613 тыс. убито; число прошедших неизвестно; Нац. состав – евреи, поляки, цыгане, русские… ; Условия – распределение по нации, трудоспособности; Руководство – доподлинно неизвестно до сих пор; Эксперименты – активная практика проведения экспериментов над заключенными; Каторжный труд – был распространен + труд детей; Структура – 3 лагеря (Аушвиц 1,2 и 3); Политика по отношению к выжившим узникам – Немецкое правительство сразу же признала существование Освенцима незаконным – лагерь был полностью уничтожен, начались различные наказания, следствия. Узникам всех стран также были предоставлены льготы и компенсации; Освенцим в представлении российских граждан – страшные пытки и эксперименты над людьми, смерть, голод, боль; Музеи на месте Освенцима – музей на месте этого концлагеря был построен чуть ли не сразу же после ВОВ. Руководство Германии во всю пыталось искупить свою вину перед людьми – теперь в этот музей каждое 9 мая приезжают ветераны всех стран.
Исследование Чтобы узнать об информированности наших граждан было проведено исследование среди учащихся 5-11 классов МОУ СОШ 181. Опросы проводились по следующим вопросам : Знаешь ли ты, что такое концлагерь? Если да, то откуда ты узнал (-а) об этом? Какие концлагеря ты знаешь (названия/где находятся)? Как ты относишься к тому, что в них происходило? Считаешь ли ты, что создание концлагерей является необходимым условием любой военной компании? Свой ответ обоснуйте. В итоге выяснилось, что больше половины учеников не имеют понятия о том, что такое концлагерь. 60 % учеников ( от 14 до 16 лет ) не знают что такое концлагерь. Эти ребята, соответственно, не смогли ответить и на последующие вопросы. 40 % учеников ( ученики 11 класса ) знают о концлагерях. Также было выяснено, откуда ученики узнали об истории концлагерей. Оказалось, что большинство из опрошенных узнали о концлагерях из рассказов родных, а также из уроков истории. Меньше из худ. фильмов и литературы. К сожалению ученики не смогли ответить на следующие вопросы : Какие концлагеря ты знаешь (названия/где находятся)? Как ты относишься к тому, что в них происходило? Считаешь ли ты, что создание концлагерей является необходимым условием любой военной компании? Свой ответ обоснуйте. Это является следствием низкого уровня информированности молодежи о ВОВ в целом.
Заключение ВОВ была античеловеческим явлением. Последствия войны оказались очень велики для СССР и многих других стран. Кол-во человеческих жертв оказалось очень большим. К большому сожалению, нынешнее поколение мало информировано о тех событиях ( что показало и наше исследование ). Особенно пугает то, что современная молодежь почти не интересуется данным вопросом, хотя на сегодняшний день найти подходящую литературу не так сложно. ВОВ – это кровавая схватка, которая унесла миллионы людских жизней. Победа в ней потребовала от нашей страны и ее народа небывалых затрат и жертв различного характера. Мы не должны забывать об этом.
Спасибо за внимание.