Адаптационный период первоклассников Материал к педагогическому консилиуму Педагог-психолог: Титкова О.В.
Адаптация Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. У первоклассников изменились социальное окружение и система деятельности. Дети с приходом в школу чувствуют эмоциональный дискомфорт, прежде всего из- за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Психологическая адаптация Социальная адаптация Физиологическая адаптация
Задачи адаптационного периода : помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник «дошкольник»); ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
Помощь учителя в адаптации первоклассников: снять тревожность, т.е. создать доброжелательную атмосферу в классе; познакомить детей друг с другом и учителями; познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе; познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Динамика адаптационного периода Первый этап: знакомство (дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества); Второй этап: режим дня школьника (ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что помогает стать настоящими школьниками);
Динамика адаптационного периода Третий этап: формирование умения оценивания (обсуждение с ребятами оценки учебной работы: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др. и способы их достижения); Четвертый этап: контроль освоения введенных правил (контроль со стороны одноклассников, самоконтроль. Задача педагога фиксирование основных трудностей учеников (медлительность, импульсивность, тревожность и т.д.)
Динамика адаптационного периода Пятый этап: заключительный (ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения). Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики».
Адаптация закончена, если: у ребенка стабильное положительное психо- эмоциональное состояние в течение учебной недели, т.е. ученик в основном пребывает в хорошем настроении, активно работает, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит; у него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела; и динамика психомоторного развития.
Признаки дезадаптации: сильная усталость, истощение, иногда сопровождающиеся плаксивостью, головной болью; Ухудшение сна (более беспокойный, с трудностями засыпания и пробуждения); выраженные изменения аппетита, как в сторону снижения, так и повышения; эмоциональные сдвиги (ребенок становится раздражительным, обидчивым, находится в состоянии постоянной тревоги, испытывает страх не успеть, сделать что-то не так); перевозбуждение, двигательная гиперактивность, беготня на перемене, нарушение дисциплины на уроке, трудности засыпания; негативизм (ребенок капризничает, отказывается выполнять требования взрослых, проявляет агрессию в отношениях со сверстниками).
Результаты диагностики Цветовой тест отношений: «Домики» 10 домиков = 10 аспектов школьной жизни Уровень тревожности на момент исследования: 4 Игровой мотив: 1, 3, 10 и 9 (в меньшей степени); Учебный мотив: 2, 5, 6, 7, 8. Социальный (коммуникативный аспект): 9, 10.
Готовность у школьному обучению Адаптация первоклассников