ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ МОДУЛЬ 3. ОПРЕДЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ Что такое индикатор? Это инструмент, который помогает описать состояние системы образования (или.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ МОДУЛЬ 2.2.
Advertisements

1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Состав проектной группы: Андреева Л.И. Кузьминова Д.А. Лаптева.
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ДЖАФАРОВ С. Ф. ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ТЕСТИРОВАНИЯ.
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Индикаторы мониторинга в системе образования. Структура индикаторов мониторинга Масштабы (доступность) Ресурсы Условия Результаты Организация процесса.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Методические рекомендации по разработке Стратегических планов министерства образования и науки Республики Казахстан.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
ТИПЫ И УРОВНИ МОНИТОРИНГА МОДУЛЬ 2. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ М&О, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РЕЗУЛЬТАТ Ориентированная на результат система М&О обязательно должна соответствовать.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
Формирование трудовых ресурсов туристических фирм Республики Беларусь Выполнила студентка магистратуры Сперанская Надежда Владимировна Научный руководитель:
Транксрипт:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ МОДУЛЬ 3

ОПРЕДЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ Что такое индикатор? Это инструмент, который помогает описать состояние системы образования (или определенных ее частей) и доложить об этом состоянии обществу Важно восприятие отличия между «индикатором» и «единицей информации». Индикатор это не просто какая-либо цифра из статистических отчетов (количество учителей и учащихся и т.д.), а это переработанная информация о состоянии или качестве системы образования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ: ОБРАЗЕЦ ИНФОРМАЦИЯ 1.Количество зачисленных в ПТО учащихся 2.Количество учителей и учащихся ИНДИКАТОР 1.Состав учащихся переходящих на следующую ступень образования 2.Соотношение учителей и учащихся

ПРИЗНАКИ «ХОРОШИХ» ИНДИКАТОРОВ Соответствие (измерение/оценка того, что мы желаем измерить/оценить) Возможность суммирования информации без ее искажения (без каких-либо отличий от оригинала) Координированность и структуризованность, которые создали бы возможность увязать их с другими индикаторами для проведения анализа национального или глобального уровня Точность и сравнительность Надежность

ЧТО ИЗМЕРЯЕТ/ОЦЕНИВАЕТ ХОРОШИЙ ИНДИКАТОР? Насколько мы далеки или близки к намеченной цели? Производит ли идентификацию проблематичных или неприемлемых ситуаций? Отвечает ли на вопросы, необходимые для принятия решений? Сравнивает реальные показатели со стандартными показателями (с установленными стандартами или с самим собой в другом отрезке времени, например, в долгосрочной системе мониторинга и оценки)?

Практический подход Раздаточный материал содержит пример индикаторов в системе ПТО Пройдём по критериям «хорошего» индикатора

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ХОРОШИЕ ИНДИКАТОРЫ Для определения хороших индикаторов необходима идентификация самого интересного феномена: что конкретно мы желаем знать об осуществлении политики профессионального образования? В большинстве случаев выбор индикаторов будет обусловлен целями и задачами, намеченными образовательной политикой Соответствие большинства индикаторов с реальностью является универсальным и описывающим (например, соотношение учителей и учащихся), но в любых случаях, их значение/актуальность зависит от политического и экономического контекста страны.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ХОРОШИЕ ИНДИКАТОРЫ (2) Индикатор должен описывать систему образования: Должен быть простым и точным; Давать возможность для сравнения и для анализа различных феноменов в различных интервалах времени; Должен предоставить нам информацию о существующем положении – о многообразии и неравноправии (географическом, социально- географическом (социальный класс, пол и т.д.). Например, показатели окончания ПТО (по региону, типу программ, возрасту, полу)

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ХОРОШИЕ ИНДИКАТОРЫ (3) Индикаторы должны обеспечить аналитическую основу для политики: должны обеспечить возможность анализа на основании индикаторов причинно-следственной связи между политикой системы образования и ее функционированием Достигаем или не достигаем всех целей и задач политики инвестирования ПТО? Индикаторы должны обеспечить необходимую информацию для принимающих решение, но в то же время, должны быть полезны для общества, чтобы понять то, что происходит в системе образования Каких результатов достигает или не достигает политика с точки зрения улучшения качества образования для определённый групп и в целом для общества (например, для снижения безработицы)?

ШАГ 1 1.Определение целей и задач политики образования: крайне важно иметь возможность следовать намеченным задачам Например, Pабочий Лист 3.1 содержит стратегические цели ПТО. 1.Подготовка высококачественных навыков выпускников ПТО; 2.Внедрение Подготовки Ориентированной на Компетенции в формальное техническое и профессиональное образование; 3.Расширения возможностей трудоустройства выпускников; 4.Повышение согласованности и управления ПТО

ШАГ 2 Как только закончите работу над списком задач, необходимо определить для каждой задачи определенные индикаторы. Один и тот же индикатор можете использовать для более чем одной задачи. Дойти от общих задач до сравнительных или конкретных индикаторов может быть сложно: поэтому возможно будет необходимо разделить их на малые, вторичные задачи, с которыми вы сопоставили бы соответствующие вторичные индикаторы. Чем больше разделите стратегические задачи на практические вторичные задачи, возможно будет достичь большей точности в процессе подбора индикаторов

ШАГ 2 (ПРИМЕР КОСОВО) Развитие ПТО в сельских регионах Стратегическая цель 8 Подготовка человеческих ресурсов для системы ПТО путем привлечения в сельские районы новых учителей, тренингов и улучшения практики удержания кадров Вторичные задачи Обновление навыков обучения для учителей в сельских районах и улучшение методологий посредством доставки тренинг- программ на рабочих местах Улучшение тренингов новых учителей, работающих на селе (Департаментом образования) Улучшение условий работы и занятости учителей на селе Внедрение системы оценки учителей в сельских регионах (путем обеспечения всеми инструкциями и необходимой поддержкой)

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Рабочий Лист 3.1. Попытайтесь разделить большие стратегические на вторичные задачи и на те задачи, которые более подходили бы к определенному региону, школе или обществу

ШАГ 2 – ПОДБОР ИНДИКАТОРОВ При подборе индикаторов вы должны помнить, что очень важно, чтобы индикаторы отражали рабочий контекст учебных заведений ПТО Как вы оцените, например, условия работы учителей? В городе? В селе? В специфическом регионе (горный)?? Какие специфические индикаторы? – Оплата труда? Расстояние до школы и ресурс- центра? Транспорт?

Таблица 1 : Фиктивные примеры: Увязывание программных задач, связанных с учителями Косова, с индикаторами Повышение квалификации работающих на селе учителей Улучшение практики привлечения и удержания новых учителей в сельских регионах Конкретные задачи Начальный тренинг Тренинг на рабочем месте Условия работыУсловия занятости Среда интеграции % квалифицированных учителей XX % тех учителей, которые используют методы активного обучения (отчеты исследований) XX Среднее расстояние, или % тех учителей, которые находятся от тренинг-центра на расстоянии менее X км. XX % учителей, которые получили тренинги на рабочем месте (в центре или дистанционно) XX Количество дней участия в тренингах на рабочем месте, или количество дней- участия в тренингах XX В случае новых программ для новых учителей: % учителей, в отношении которых было осуществлено определенное воздействие X % учителей, вовлеченных в сеть учителей XX % школ, вовлеченных в сеть XX % тех учителей, которые знакомы с родителями минимум половины учащихся XXX % тех учителей, которые проживают в местной общине XXX

СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИНДИКАТОРОВ Зачастую индикаторы даны в виде цифр и процентов (количество...-, процент -, соотношение -, и т.д.) Но не все индикаторы содержат цифры: очень важны качественные индикаторы Например, индикаторы региональной политики могут охватывать: 1)Процентные показатели и количество тех общин, в которых внедряется эта политика (количественный индикатор) 2)Сравнение качества осуществления/внедрения политики в отношении установленных стандартов (качественный индикатор) Одним из ожидаемых результатов Внедрения Подготовки Ориентированной на Компетенции в формальное техническое и профессиональное образование может быть «повышение уверенности среди учителей использовать методы обучения и оценивания с целью развития определённых компетенций» А качественным индикатором этого результата могут быть предоставленные учителями самооценки о своей уверенности использовать соответствующие методы обучения и оценивания.

СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИНДИКАТОРОВ Как и в примере Косово, индикаторы легко могут оценить/измерить качественный феномен (например – качество обучения – % процентное число тех учителей, которые используют методы активного обучения) Если «использование методов активного обучения» определим как «качество обучения», (что сравнительно сложное задание), становится возможным и его (качественное) измерение/оценка Соответственно, оценивание качества образования возможно лишь в том случае, если будет разъяснено его конкретное значение

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Вернемся к Заданию 3.1 Можете сформулировать индикаторы измерения выполнения задач (количественные и качественные)? Как вы думаете, какие индикаторы будет сложнее всего измерить/оценить?

ШАГ 3 – КЛАСИФИКАЦИЯ ИНДИКАТОРОВ Классификация индикаторов может быть различной в разных случаях. 1.В том случае, если функционирование системы образования является основной частью анализа, это можно разделить на вклады, мероприятия и их результаты в контексте социальной и культурной среды. 2.В том случае, если классификация осуществлена с разбивкой системы образования на объекты/субъекты, индикаторы групируются на уровне школ, учителей, учащихся и т.д. 3.Также возможно группирование индикаторов по главным вопросам: например, уровень знаний учащихся, готовность к профессиональной жизни, равные возможности и т.д. 4.Ресурсы/мероприятия – процессы/результаты – такая классификация самая приемлемая для читателей, так как она ближе всего с основной моделью функционирования системы образования (вклады-процесс-продукт). Социально-демографический контекст может быть использован для описания взаимосвязи между этими тремя основными компонентами. 5.Международные организации группируют индикаторы обычно в соответствии с намеченными задачами; 6.Типичными для сферы ПТО являются категории: (1) качество (2) доступность и равенство (3) актуальность и (4) эффективность. Основные правила: каждый метод делит индикаторы в соответствии со ступенями образования (уровень и тип ПТО и т.д.), и так же соответственно готовит анализ вкладов. Желательно, чтобы выбор метода классификации совпадал с используемыми на национальном уровне методами, чтобы упросить осуществление дальнейших сравнений.

Примеры групп (1) участие в профессионально-техническом образовании, (2) расходы на профессиональное образование (3) Особенности педагогического персонала; (4) Характеристики процесса профессионального образования; (5) Итоги профессионально-технического образования; (6) Характеристика профессиональных учебных заведений; (7) Взаимосвязь между профессиональным и высшим образованием; (8) Взаимосвязь между квалификацией и доходами; (9) Взаимосвязь между квалификацией и безработицей, а также (10) непрерывное образования.

ШАГ 4 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ Все подлежащие использованию источники информации должны быть идентифицированы и использованы. Определенные недостатки могут быть выявлены в процессе сбора информации. Необходимо разработать способы и механизмы сбора нужной информации.

ПРИМЕР Информация, необходимая для подсчета формулы индикаторов Индикатор: Полные показатели зачисления в школы на селе Цель: Измерение вместимости школы Уровень: Национальный и региональный Разделение: По полу Формула: Реальное количество зачисленных в школу на селе разделенное на теоретическое число населения школьного возраста на селе (например, в возрасте 7 лет, для начальной ступени) Источник: Ежегодная перепись зачисления. Демографический анализ Достоверность источника: Необходимо уточнить Частота: Ежегодная Индикатор: Количество второгодок на селе (оставшиеся на той же ступени) Цель: Проверка показателей повторения ступеней/предметов Уровень: Национальный и региональный Разделение: По полу Формула: Количество второгодок на селе в году н+ 1 на ступени «а», разделенное на количество зачисленных в году н на ступень «а» Источник: Ежегодная перепись зачисления Достоверность источника: Необходимо уточнить Частота: Ежегодная Индикатор: Полные показатели зачисления в школу на селе Цель: Измерение роста показателя зачисления в школы на селе Уровень: Национальный и региональный Разделение: По полу Формула: Реальное количество зачисленных на определенную ступень на селе разделенное на теоретическое число населения в этой ступени (например, в возрасте 7-12 лет на начальной ступени) Источник: Ежегодная перепись зачисления. Демографический анализ Достоверность источника: Необходимо уточнить Частота: Ежегодная Индикатор: Процентное количество на селе таких школ, в которых не происходит ежегодный прием Цель: Проверка интенсивности зачисления Уровень: Национальный и региональный Разделение: По полу Формула: Количество на селе таких школ, которые принимают учащихся каждые 2, 3 или 4 года, разделенное на общее количество школ на селе Источник: Ежегодная перепись зачисления Достоверность источника: Необходимо уточнить Частота: Ежегодная

ИндикаторОпределениеФормулаРазделение Доля учащихся завершивших ПТО Цель: оценить эффективность программ ПТО Уровень: Национальный и региональный Частота: ежегодно Количество выпускников профессионального программы на данный год / Общее количество населения соответствующего возраста Количество выпускников профессионального программы на данный год- В учебных заведениях По образовательной программе По полу По этническому происхождению По особыми потребностями Соответствующие группы населения Возрастная группа (15,16,17), имеющие базовое образование (18, 19), имеющие среднее образование Источник: Ежегодный ПТО опросник- регистр; Государственный реестр Зарплата преподавателей в процентном отношении к расходам на ПТО Цель: контроль эффективности финансирования профессионально- технического образования Уровень: Национальный и региональный Периодичность: ежегодно Расходы из бюджета учебного заведения на профессиональное и высшее профессиональное образование / зарплата преподавателей - в процентах от расходов на профессиональноге образования на данный финансовый год Затраты: В учебных заведениях По программам Источник: ПТО регистр

ШАГ 5 – АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ Очень важно конкретизировать подлежащий анализу вопрос. Очень важной частью анализа индикаторов является – «достаточна ли его ценность (количественная или качественная)»? Довольны ли мы ценностью индикатора ? Показывает ли индикатор необходимость интервенции/вмешательства? В этом случае полезным может быть сравнение с заданной величиной (с какой ценностью или цифрой сравниваем?)