Информационно-методический отдел (ул. Челюскинцев, 5 электронный адрес: тел./ф. Результаты социологического исследования «Культура и горожане: интересы, предпочтения, ожидания» среди посетителей МАУК «Дом культуры и творчества «Торфяник» 7 сентября 2012 г. на мероприятии «День открытых дверей» МАУК «ДКиТ «Торфяник» среди посетителей было проведено социологическое исследование в форме анкетирования, охватившее 104 человека. Цель исследования: изучение интересов, предпочтений и ожиданий в культурно-досуговых услугах (далее - КДУ) жителей п. Тарманы. Задачи: 1.Определить основную аудиторию «ДКиТ «Торфяник»; 2.Выявить предпочтения по проведению свободного времени; 3.Проанализировать частоту посещения учреждения культуры; 4.Выяснить оценку уровня культурно-массовых мероприятий, конкретные критические замечания и пожелания; 5.Выявить степень активности в участии в культурно-массовых мероприятиях; 6.Рассчитать рейтинг посещений культурно-досуговых мероприятий у населения; 7.Узнать предпочтения населения по культурно-досуговым мероприятиям, в том числе в рамках праздничной кампании «Новый год-2013». С помощью анкетирования было выявлено, что основная аудитория посетившая «День открытых дверей» - женщины лет и девушки до 18 лет (рис. 1), а в целом, доля женщин, посетивших учреждение, намного превышает долю мужчин (67% и 33% соответственно) (рис.2). Рис. 1 Половозрастные категории посетителейРис. 2 Доля мужчин и женщин среди посетителей
Основными конкурентами учреждений культуры в «завоевании» свободного времени горожан являются «домашние привязанности» (заботы по дому - 16%, чтение книг, газет - 13%, просмотр телепередач - 12%). Наибольший показатель здесь у женщин. К числу других активных конкурентов свободного времени горожан относятся рыбалка - 22%, занятия спортом - 21% среди мужчин и прогулки на природе среди женщин (20%). В свободное время занимаются творчеством 8% мужчин и 20% женщин (рис. 3). Рис. 3 Досуг жителей
Анализ частоты посещений учреждения, показал следующие результаты: среди мужчин 38% респондентов посещают учреждение «раз в месяц и чаще» и 62% «каждые 2-3 месяца и реже», среди женщин показатели 54% и 46% соответственно (рис. 4). Рис. 4 Частота посещения КДУ
Рис. 5 Оценка уровня культурно-массовых мероприятий Опрошенные, посещающие учреждения культуры «раз в месяц и чаще» - это постоянная аудитория КДУ. Задача учреждения – использовать таких людей как средство распространения позитивной информации о деятельности учреждения культуры среди своих потенциальных посетителей. Респонденты, посещающие учреждение культуры «каждые 2-3 месяца и реже» - потенциальная аудитория учреждения, с которой необходимо прорабатывать следующие моменты: изучение спроса (интересов), составление предложения (новые и актуальные услуги). В анкете респондентам предлагалось оценить уровень мероприятий МАУК «ДКиТ «Торфяник». «Отличным» уровень организации культурно-массовых мероприятий назвало 63% опрошенных. «Хорошим» уровень мероприятий считают 36% респондентов. Оценивают уровень культурно-массовых мероприятий как удовлетворительный 1% посетителей (рис. 5).
Рис. 6 Степень активности посетителей Была проанализирована степень активности посетителей в участии в культурно-массовых мероприятиях. По результатам опроса большая часть опрошенных 37%, при посещении мероприятий, предпочитает «иногда участвовать в интересных конкурсах и играх». Отсюда следует, что наиболее популярными формами проведения мероприятий в ДК и Т «Торфяник» будут развлекательные и спортивные программы. Тем, посетителям, которые «просто смотрят и нигде не участвуют», таких 33%, придутся по вкусу концерты, кинопоказы, выставки, а также формы «легкого участия» - например, дискотеки. Готовы лично поучаствовать в организации мероприятия, выступить в концерте, принять участие в выставке 17% опрошенных. Это те люди, на которых «держится» художественная самодеятельность, это «опора» культурно-досугового учреждения, вместе с той категорией населения, которые «всегда с удовольствием участвуют в предложенных играх и конкурсах» 13% респондентов – они являются той движущей силой, которая «оживляет» аудиторию на любом культурно-массовом мероприятии (рис. 6). От того насколько горожане готовы к потреблению предлагаемых им культурно-досуговых благ во многом зависит и их отношение к КДУ и то, какие формы работы с населением нужно выбирать для достижения максимального положительного результата. Основываясь на полученных данных можно сделать вывод, что наибольшую активность посетители проявят во время комплексных мероприятий, включающих разнообразные формы досуга: например - выставку, концерт, игровую программу, аттракционы, дискотеку.
Для подтверждения полученных в предыдущем пункте данных респондентам был задан вопрос на выявления наиболее значимых и посещаемых форм организации культурно-массовых мероприятий и составлен их рейтинг (рис. 7). Лидером по популярности посещений являются концерты (24%). На втором месте по популярности – веселые конкурсы и игры (19%). Третье место занимает такая форма досуга, как кинопоказы (15%). На четвертом месте – выставки народного творчества (13%). Это говорит о том, что данные формы организации досуга населения наиболее развиты в ДКиТ «Торфяник». Наименьшее количество голосов набрали мастер-классы (11%), дискотеки (10%) и мероприятия патриотической направленности (8%). Можно предположить, что культорганизаторам стоит или улучшить качество организации этих форм культурно-массовой работы, или разнообразить формы их подачи населению. Данные анкетирования дают возможность увидеть наиболее популярные формы организации досуга населения. Задача учреждения культуры – не только чаще использовать данные формы для привлечения потенциальных посетителей, но и увеличивать популярность других форм организации досуга за счет разнообразия репертуара, новых идей, активнее привлекать самих жителей к организации той или иной формы досуга. Рис. 7 Рейтинг культурно-досуговых мероприятий
Рис. 8 Количественное (качественное) увеличение мероприятий Заполняя предложенные анкеты, посетители МАУК «ДК и Т «Торфяник» могли высказать свое собственное мнение о том, количество (качество) каких мероприятий нужно увеличить. По данным опроса лидирует необходимость увеличения (улучшения качества) концертов (20%), фольклорных праздников и кинопоказов (по 19%), среди молодежи дискотек и фестивалей альтернативного молодежного творчества (по 16%) и концертов рок-музыки (10%). Также, участникам опроса было предложено высказать свои предложения относительно проведения праздничной кампании «Новый год – 2013». Предложения распределились следующим образом: 90% - воздержались от ответа; 4% - организовать дискотеку в новогоднюю ночь; 3% - увеличить количество детских развлекательных программ, в том числе кукольных спектаклей; 3% - проводить новогодние мероприятия для взрослой аудитории.
Информационно-методический отдел ул. Челюскинцев, 5 электронный адрес: тел./ф В ходе социологического исследования были получены ответы на поставленные задачи: Определено, что основная аудитория, которая посетила «День открытых дверей» в МАУК «Дом культуры и творчества «Торфяник»» - женщины лет и девушки до 18 лет. Выявлены предпочтения по проведению свободного времени у женщин – занятие творчеством (20%), прогулки на природе (20%) и занятия хозяйством по дому (16%), а у мужчин – рыбалка (22%) и занятия спортом (21%); Проанализирована частота посещения учреждения культуры: среди мужчин 38% респондентов посещают учреждение «раз в месяц и чаще» и 62% «каждые 2-3 месяца и реже», среди женщин показатели (54% и 46% соответственно); Степень удовлетворенности посетителей культурно-массовыми мероприятиями составила 99%; Выявлена степень активности в участии в культурно-массовых мероприятиях. При посещении мероприятий, предпочитает «иногда участвовать в интересных конкурсах и играх» 37% опрошенных и «просто смотреть и нигде не участвовать» 33% респондентов; Рассчитан рейтинг по посещаемостм культурно-досуговых мероприятий среди населения. Лидером по популярности посещений являются концерты (24%), на втором месте – веселые конкурсы и игры (19%). В результате обработки данных опроса, получен достаточный объем информации, позволяющий объективно оценить уровень культурно-досугового обслуживания в соотнесенности с реальными потребностями, выявить наиболее действенные механизмы вовлечения населения в активную культурно-досуговую деятельность. Использование данной формы анкеты при регулярных (например, раз в год) опросах позволит проследить динамику изменений этого уровня и сделать выводы об эффективности принимаемых мер.