Проект урока литературного чтения 3 класс «Школа России» Пендикова Галина Михайловна Учитель начальных классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа 1» Тальменского района Алтайского края. А.Фет Мама! глянь-ка из окошка...» Акцентное вычитывание лирического текста
Цели урока: обеспечить условия для: - открытия детьми жизненной истины, что в природе много чудес, надо научиться только их видеть; - освоения детьми особенностей лирического стихотворения; - освоения детьми приемами акцентного вычитывания, художественного анализа лирического стихотворения; - художественного эстетического развития ребенка.
Афанасий Афанасьевич Фет
Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский. Стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов. А.А. Фет писал о самом простом. О картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям. Фета называют певцом красоты. И это действительно так. Красота дивила поэта, она молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, во всём: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. Природа в лирике Фета неотделима от переживаний человека, жизнь природы и жизнь души неразрывно связаны.
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Строфа 1. ЛГ выражает удивление, неожиданную радость от того, что наконец-то наступила зима: «Грязи нет»,»"Посветлело, побелело - / Видно, есть мороз».
Строфа 2. Удивление сменяется восхищением, ЛГ любуется красотой зимы: «Не колючий, светло-синий / По ветвям развешен иней». Он зовет маму полюбоваться инеем: «Погляди хоть ты!» (и даже восклицательный знак). Сравнивает иней с ватой, которой кто-то «тороватый» (великодушный, щедрый) «все убрал кусты» (т.е. украсил). И все это радует: «свежей», «белой», «пухлой»...
Строфа 3. Веселое нетерпение рассказчика, стремление выйти в этот зимний мир, надежда, что «уж теперь не будет спору», «Правда, мама, не откажешь? / А сама, наверно, скажешь: / «Ну скорей гулять!» Главное – «За салазки, да и в гору». ЛГ предвосхищает веселый бег с салазками, катание с горки. Видимо, еще вчера, когда было грязно, мама его не пускала, был спор.
Миг. Не привыкайте к чудесам,- Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,- Ничто не повториться! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так Через одно мгновенье Вадим Шефнер