СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно- воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВКЛЮЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ: Диагностирование Целеполагание Проектирование Конструирование Организационно – деятельностный компонент Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии
ОТ НИХ ЗАВИСИТ, БУДЕТ ЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ информативной или развивающей; традиционной или личностно-ориентированной; продуктивной или малоэффективной
СОДЕРЖАНИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЮТСЯ: научно обоснованные социализированные требования; передача социального опыта; постановка цели и анализ сложившейся ситуации; социализированная оценка ученика; организация творческого дела; создание ситуации успеха
ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ
ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА (по Н.Е.Щурковой)
Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ ЛЮБОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов); психологический настрой (приветствие, вступительное слово); содержательная (предметная) деятельность; завершение; проекция на будущее
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно – личностный подход к ребёнку; единство обучения и воспитания
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА ОТРАЖАЮТ ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПО КОТОРЫМ РАЗВИВАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели;
ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Ш.А.АМОНАШВИЛИ
ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ГУМАННО – ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Ш.А.АМОНАШВИЛИ ЯВЛЯЮТСЯ: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И.П.ИВАНОВА
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ: идея включения детей в улучшение окружающего мира; идея соучастия детей в воспитательном процессе; коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей; комплексный подход к воспитанию; личностный подход, одобрение социального роста детей
ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАННОГО КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В.А.СУХОМЛИНСКОГО
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость