Разработка ООП университетами, самостоятельно устанавливающими образовательные стандарты и требования А.А. Шехонин Проректор СПбГУ ИТМО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Проектирование компетентностно- ориентированного содержания инженерной подготовки на модульном уровне образовательных программ бакалавриата по направлению.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Транксрипт:

Разработка ООП университетами, самостоятельно устанавливающими образовательные стандарты и требования А.А. Шехонин Проректор СПбГУ ИТМО

Законодательные предпосылки для разработки ОПП 1. Основной документ, регламентирующий подготовку бакалавров, магистров и специалистов в вузах, в том числе и в вузах с особым статусом, - ООП, состав и порядок разработки которой определен законом. 2. Вузы, реализуют ООП согласно перечням направлений подготовки (специальностей), утвержденным в установленном порядке, если иное не предусмотрено ФЗ. 3. ООП разрабатываются вузами на основе ФГОС ВПО, ПООП или на основе ОС, самостоятельно устанавливаемых отдельными вузами. 4. Состав ОС вузов с особым статусом соответствует составу ФГОС ВПО, включая требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения ООП.

5. ОС университета с особым статусом разрабатывается им с учетом ФГОС ВПО по соответствующему направлению и уровню подготовки. 6. Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, включаемые в ОС вузов, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС. 7. Нормативные сроки освоения ООП ВПО по очной форме обучения составляют: в бакалавриате – четыре года; подготовка специалиста – не менее пяти лет; в магистратуре – два года. 8. Порядок лицензирования и порядок государственной аккредитации вузов с особым статусом устанавливается Правительством Российской Федерации.

Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза Образовательные законы ФГОС по направлению ООП вуза ПООП Перечень направлений (специальностей) ВПО

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА ООП вуза ООП вуза - системно организованный комплекс документов, регламентирующий результаты обучения, содержание подготовки, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом компетенций выпускников по конкретному направлению и уровню ВПО. Москва 12 – 13 ноября 2008

125 ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании Ст ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании Ст.5 Основная образовательная программа вуза Основная образовательная программа вуза обеспечивает реализацию ФГОС ВПО (ОС вуза) и включает в себя: - учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (системообразующая часть ООП) 1.ЦЕЛИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП 3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ООП 4.1. Структурно-логические связи учебных дисциплин, практик, НИРС образовательной программы Соответствие формируемых компетенций и составных частей ООП Календарный учебный график Учебный план.

Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (дисциплинарно-ориентированная часть ООП) 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК, НИРС ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Учебно- методические комплексы дисциплин (модулей) Рабочие программы дисциплин (модулей) Методические материалы по организации и технологиям обучения для преподавателя Методические материалы по изучению дисциплины для студента Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик Рабочие программы практик Методические рекомендации Рабочая программа НИРС. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ООП 6.1. Программа государственного экзамена Рекомендации по организации выполнения и оценки выпускных квалификационных работ.

Методология целеполагания, направленная на деятельностный характер подготовки, выраженный в виде результатов обучения выпускников - компетенций. Основа перехода на компетентностное образование – ФГОС ВПО. Развитие системно-деятельностного подхода, ориентированого на формирование компетенций (компетентности). Компетентностный подход (инструмент реформирования отечественной системы ВПО )

Отличия ФГОС ВПО Отличия ФГОС ВПО Знаниевая модель образования ГОС1, ГОС2 Компетентностная модель образования ФГОС ВПО -Требования к выпускнику в виде (пакета) компетенций -Требования к результатам обучения (к знаниям, умениям), а не к дидактики содержанию дисциплин - Модульная организация ООП, задание трудоемкости ООП в зачетных единицах (циклы, дисциплины-модули) - Увеличение академических свобод вуза (соотношение частей ООП и определения содержания дисциплин ООП) ОТЛИЧИЯ

Смена образовательной модели подготовки бакалавра, магистра, специалиста ЗНАНИЯ (УМЕНИЯ,НАВЫКИ)КОМПЕТЕНЦИЯ Готовность применения ЗУН и личностных качеств Знаниевая модель подготовки Компетентностная Компетентностная модель подготовки РезультатыОбучения(революционныеизменения) Эволюционный переход

ТребованияТребования Состав ФГОС ВПО по направлению и уровню подготовки ФГОС ВПО Результат образования Структура ООП Условия реализации ООП Магистратура з.е. 2 года Бакалавриат -240 з.е. 4 года Профессиональная деятельность Аспирантура Абитуриенты Бакалавриат реализуется по профилям ООП, магистратура по специализациям ООП Профессиональная деятельность Совет УМО по образовании в области приборостроения и оптотехники, Санкт-Петербург, 26 НОЯБРЯ 2009г

Требования к результатам освоения ООП (компетентностная модель выпускника) Компетенции выпускника по направлению подготовки Общекультурные (10-20)Профессиональные (35- 40) Общенаучные (базовые знания в области: математики и естественных наук, гуманитарных наук, экономических наук и др.) Инструментальные ( навыки работы с компьютером, письменная и устная коммуникация на родном языке, необходимое знание иностранного языка и т.д.) Социально-личностные, ОбщепрофессиональныеПрофильные и специальные Базовые и теоретические знания Базовые практические навыки Академические знания и навыки Практикоориентированые знания и навыки

Требования к структуре ООП Устанавливаются в форме: - учебных циклов и разделов ООП; - проектируемых результатов обучения по циклам и разделам; - трудоемкости циклов, разделов, а также обязательных частей учебных циклов в зачетных единицах; - перечень примерных дисциплин обязательной части для разработки ПООП; - перечень формируемых компетенций в циклах и разделах ООП

Требования к условиям реализации ООП - состав ООП, необходимость ежегодного обновления; - создание социокультурной среды вуза для формирования ОК компетенций; -применение активных и интерактивных технологий; -нормы интерактивных занятий, лекций как доля аудиторных занятий; -нормы требований к минимальному объему дисциплин, доли дисциплин по выбору студента, максимальному объему недельной нагрузки студента и аудиторных занятий; -перечень инновационных технологий преподавания; -требования к практикам, НИР студента;

Требования к условиям реализации ООП -нормы требований к кадрам, остепененности и научным званиям, в том числе полученным за рубежом; - нормы учебно-методического и информационного обеспечения, включая доступность к электронной библиотеке, библиотечному фонду, срокам издания литературы, доступа к системе интернет; -материально-техническое обеспечение; -финансовое обеспечение

Оценка качества освоения ООП ( технологии оценивания результатов обучения ) -обеспечение гарантии качества подготовки на основе системы качества образования в вузе; -оценка качества освоения ООП (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация); -контроль персональных и поэтапных достижений обучающихся на основе разработки вузом фондов оценочных средств и технологий оценивания; -для оценивания компетенций необходимо приближать систему контроля к условиям профессиональной деятельности; -организация итоговой аттестации выпускников

Оправдаются ли ожидания реформирования ВПО на основе КМП? (или будет поглощена знаниевой моделью?) - ? - будет ли создано жизнеспособное взаимодействие вузов с работодателями и бизнесом в процессе реализации ФГОС ВПО ? - удастся ли повысить активность и мотивацию обучающихся к получению ВПО ? - удастся ли повысить активность и мотивацию обучающихся к получению ВПО ? - обладают ли компетенции выпускников вуза прогностической валидностью? - обладают ли компетенции выпускников вуза прогностической валидностью? - есть ли корреспондированность компетенций с ЗУНами, видами и задачами профессиональной деятельности в ФГОС ВПО? - есть ли корреспондированность компетенций с ЗУНами, видами и задачами профессиональной деятельности в ФГОС ВПО?

Оправдаются ли ожидания реформирования ВПО на основе КМП? (или будет поглощена знаниевой моделью?) - произойдет ли переход (смена образовательных технологий) традиционного обучения по дисциплинам на компетентностную модель подготовки ? - произойдет ли переход (смена образовательных технологий) традиционного обучения по дисциплинам на компетентностную модель подготовки ? - как оценивать компетенции выпускников в вузе и при государственной аттестации ? - как оценивать компетенции выпускников в вузе и при государственной аттестации ? - достаточен ли будет уровень (финансового, кадрового и т.п.) обеспечения реформирования высшей школы? - достаточен ли будет уровень (финансового, кадрового и т.п.) обеспечения реформирования высшей школы?

ЗАДАЧИ НИУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных и приоритетных отраслей экономики с целью обеспечения лидирующих позиций России на мировом рынке труда, научных исследований, товаров и услуг; -усовершенствование и разработка новых компетентностно- ориентированных образовательных программ путем отбора актуального содержания подготовки, применения инновационных форм и технологий преподавания, активного вовлечения студентов в учебный процесс и внедрения адекватных технологий оценивания результатов обучения и компетенций выпускников на основе научных исследований и постоянного развития условий и ресурсного обеспечения научно-образовательного процесса в НИУ;

ЗАДАЧИ НИУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -создание высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.

Разработка ООП, университетом с особым статусом ФГОС ВПО По направлению ОС ун-та ООП вуза Перечень направлений (специальностей) ВПО Показатели результативности программы НИУ

Как соотносятся задачи ФГОС ВПО и ОС НИУ 1.Единство образовательного пространства – да, (академическая и профессиональная мобильность) 2.Обеспечение качества ВПО - да 3.Основы объективной оценки деятельности вуза- скорее нет, показатели результативности НИУ 4. Признание и установление эквивалентности диплома о ВПО иностранных государств - нет

ТребованияТребования Структура ОС ун-та с особым статусом по направлению и уровню подготовки ОС НИУ Результат образования Структура ООП Условия реализации ООП Магистратура з.е. 2 года Бакалавриат -240 з.е. 4 года Профессиональная деятельность Аспирантура Абитуриенты Бакалавриат реализуется по профилям ООП, магистратура по специализациям ООП Профессиональная деятельность

Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных ООП в вузах с особым статусом? -Требования ОС университета к результатам освоения ООП (компетентностная модель выпускника) по Закону не ниже требований ФГОС ВПО Требования к выпускнику любого вуза по ООП устанавливаются в соответствии с ФГОС ВПО, которые не могут быть ниже требований ФГОС ВПО Не ниже - обеспечивается – расширением видов профессиональной деятельности, введением дополнительных компетенций, повышением уровня компетенций (сложности задач)……….

Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных ООП в вузах с особым статусом? Можно предложить дифференцировать общекультурные компетенции на общенаучные, инструментальные, социально-личностные…… Сравнивать можно требования ОС и ООП, если сохраняются правила прописания компетенций, принятые в ФГОС ВПО

Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных ООП в вузах с особым статусом? Требования ОС университета к структуре ООП Законом не регламентируются и НИУ самостоятельно формирует требования к структуре ООП Вуз прописывает компетенции выпускника в виде дескрипторов - результатов обучения – знаний, умений, которые формируют компетенции и подлежат обязательному оцениванию (измерению) На уровне цикло-дисциплинарной или модульной структуре – дело вуза Соотношение обязательной и вариативной частей ООП – дело вуза???

Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП по ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Уровень модулей (дисциплин) Знания Умения Навыки З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Уровень учебных циклов З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей) «Конференция МИСиС 2008»

ЗУН 4 Пакеты профессиональных компетенций выпускника Компетенция-1 Компетенция – i Компетенция-n (40-60)Пакеты профессиональных компетенций выпускника Компетенция-1 Компетенция – i Компетенция-n (40-60) ЗУН 1 ЗУН 2 ЗУН 3 Знания Умения Навыки Область проф. задач - компетенции Область проф. задач компетенции студент должен: - усвоить ЗУН - - сформировать компетентность Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции ЗУН Компетентностная модель образования

Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных ООП в вузах с особым статусом? -Требования ОС университета к условиям реализации ООП по Закону не ниже требований ФГОС ВПО Можно разделить требования в ОС на требования к разработке ООП и на требования к реализации ООП в университете Какие нормы условий реализации считать выше или ниже относительно норм ФГОС ВПО?? (Например, большее число аудиторных занятий?? и др.) Нормы ФГОС ВПО – основа для лицензирования

СТРУКТУРА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ) ООП ЦЕЛЬ Требования к результату освоения (ЗУН, компетенции) Оценочные средства, технологии и критерии оценивания Трудоемкость освоения (объем в часах, зачетные единицы) Содержание образования Технологии преподавания, обучения И ОЦЕНИВАНИЯ Учебно-методическое, материально- техническое обеспечение

Инновационные образовательные технологии Образовательные технологии – организованная в различных формах образовательная деятельность преподавателей и студентов с использованием различных методов обучения, преподавания и оценивания, направленная на достижение результатов образования - знаний, умений, навыков и формирование на их основе компетенций. - Работа в команде - Case-study - Игра - Проблемное обучение - Контекстное обучение - Обучение на основе опыта - Индивидуальное - Междисциплинарное - Самостоятельная работа,

Аттестация итоговая Аттестация Результат образования Квант результата Ректорат Деканат Преподаватель (куратор) Система AcademicNT Родители Работодатели Модуль 1 Т Р У Д О Е М К О С Т Ь Модуль 2Модуль 3 Структура организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Текущая

Спасибо за внимание Шехонин Александр Александрович, проректор СПбГУ ИТМО ТЕЛ