Новый учитель для новой школы будет учить по-новому подготовлено по материалам программы Intel «Обучение для будущего» Волик Ольга Николаевна к.п.н., Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО
Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Быть может, тогда, когда видят их неоспоримую пользу в жизни и чувствуют свой интерес?
Обучаем, спрашивая Искусство задавания вопросов поощряет самостоятельный поиск ответов и побуждает школьников задавать свои собственные вопросы стимулирует учиться самостоятельно, потому что школьникам интересен поиск ответов на задаваемые вопросы указывает взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить взгляд школьников на сам процесс обучения
Основа системы личностно-ориентированного обучения создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться
Философская основа системы полного усвоения Идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи В отличие от теорий о главенствующей роли Учителя, в центр своей педагогической системы он поместил Ученика
Педагогическая основа системы полного усвоения Труды Коменского, Песталоцци и Дистервега В качестве главного фактора успешного обучения рассматривали собственную учебную деятельность, собственное напряжение, собственное усилие
Психологическая основа системы полного усвоения Идеи американских ученых Дж. Кэрролла, Б.Блума и др. Подтверждена зависимость качества приобретаемых знаний не столько от способностей и от затраченного времени в классе, сколько от затраченного времени на самостоятельное освоение учебного материала.
Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
Таксономия Б.Блума Система полного усвоения отражается в таксономии учебных целей и уровней познавательных способностей Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания
Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня
Знание Конкретного материала Терминологии Фактов Способов и средств обращения с конкретным материалом Определений Тенденций и результатов Системы понятий и категорий Критериев Методологии Универсальных понятий данной области знаний Законов и обобщений Теорий и структур
Понимание Знание Объяснение Интерпретация Экстраполяция
Использование Понимание Знание Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях
Анализ Использование Понимание Знание Элементов, взаимосвязей, принципов построения Частей целого и взаимосвязи между ними Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных
Синтез Анализ Использование Понимание Знание Знаний из нескольких областей Экспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого Получение системы абстрактных отношений
Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Суждение на основе имеющихся данных Суждение на основе внешних критериев Видение различий между фактами и оценочными суждениями
Пирамида – 3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по- другому Использование Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить
Пирамида – 3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Синтез Соединение элементов по-новому создать, придумать дизайн, разработать, составить план Оценка Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Примеры заданий
Как же развивать мышление высокого уровня? Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.
Вопросы Каждый тип вопроса предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Зная, что каждый тип вопроса задействует определенную сторону мышления, мы можем сознательно управлять своим мышлением.
Простые вопросы Сущность Примеры Вопросы, ответы, на которые требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти Кто... ? Что... ? Сколько...? Когда... ?
Уточняющие вопросы Вопросы, которые помогают развивать способность оформлять и выражать свои мысли, обобщать услышанное, уточнять сказанное, совершенствовать речемыслительные способности Насколько я понял... Правильно ли я Вас поняла, что... То есть Вы говорите, что... Я поняла, что ты сказал о...
Вопросы - интерпретации Вопросы, которые помогают развивать вариативность мышления, способность к осознанию причин собственных поступков или мнений Зачем Вы читаете эту книгу? Зачем лично мне нужно знать закон всемирного тяготения? Если бы Вы были птицей, живущей в средней полосе России, куда бы Вы улетели на зиму? Почему этому герою все помогают?
Оценочные вопросы Вопросы, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, помогают извлекать на поверхность образы, которые ранее существовали неосознанно, но оказывали значительное влияние на мышление Как ты относишься к этому герою? Что ты чувствуешь, решив задачу? Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?
Творческие вопросы Вопросы, которые направлены на видоизменение действительности, помогают развивать гибкость мышления, способность находить множество решений одной проблемы, умение почувствовать себя на месте другого человека Что было бы, если бы не было силы трения? Что бы Вы чувствовали на месте Татьяны Лариной? Как бы люди осуществляли вычисления, если бы не было дробей? Как вы думаете, что произойдет дальше?
Практические вопросы Вопросы, ответы на которые требуют от человека каких- либо действий, изменений, побуждают брать на себя некоторую ответственность за будущие поступки Как мы можем изменить ситуацию? Как мы можем рассчитать подъемную силу газа? Как мы можем сориентироваться на местности без компаса? Как следует поступать, когда не знаешь с чего начать дело?
Итак, новый учитель для новой школы будет учить по-новому Задавая вопросы, развивать мышление высокого уровня. Активизируя учебную деятельность учащихся, формировать компетенции, необходимые человеку в 21 веке. Осваивая и применяя ИКТ на уроке, готовить учащихся к деятельности в информационной образовательной и профессиональной среде.
Информационная среда – подготовка совместных документов Google.ru - облачные вычисления Ментальные карты WikiWiki WEB 2.0
Совместные документы Опрос по теме – google-форма актуализация знаний Выбрать тему Создать форму опроса Проверить опрос – презентация с анимацией, тип вопроса – дополнить Регистрация в GOOGLE.RU
WikiWiki-страница изучение нового материала, обобщение История создания и развития вычислительной техники Регистрация на Wiki.Iteach.ru Совместные документы
Информационная среда - IT-инструменты визуального мышления Визуальное ранжирование ранжирование устройств ПК Видение причин построение причинно-следственных карт Регистрация на intel.com
Принтскрины реализации проектов
Информационная среда - Ментальные карты или карты знаний Mind42.com
Информационная среда – проведение дискуссий Выбор среды для дискуссии
Презентация - анимация Актуализация, подведение итогов Пример ___________учитель в ____________школе будет учить, ___________________________ Новый новой Развивая мышление Активизируя деятельность учащихся Используя ИКТ
Спасибо! Давайте работать вместе на радость себе и детям!