БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС К 2010 ГОДУ: Что дальше ? Чистохвалов В.Н. Центр сравнительного и международного образования РУДН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка качества высшего образования в Казахстане в контексте Болонского процесса Сейдахметова Р.Г. Директор Национального аккредитационного Центра МОН.
Advertisements

2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
Е.В. Шевченко, СПбГПУ (38) 1 Е.В. Шевченко, СПбГПУ (109)
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
1 История развития, состояние и сущность Болонского процесса Июнь 2011 г.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Роль медицинских сестер в системе здравоохранения стран ЕС Паулиина Аарва июня 2007, Тюмень Проект по первичной медицинской помощи, Россия.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ.
«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением.
Транксрипт:

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС К 2010 ГОДУ: Что дальше ? Чистохвалов В.Н. Центр сравнительного и международного образования РУДН

История вопроса: 1997 г. – принятие Лиссабонской конвенции 1998 г. – Сорбонская декларация (4 страны), Франция 1999 г. – Болонская декларация (29 стран), Италия 2001 г. – Пражская встреча МО (36 стран), Чехия 2003 г. - Берлинская встреча МО (40+Россия), Германия 2005 г. - Бергенская встреча МО (45 стран), Норвегия 2007 г. – Конференция МО в Лондоне (46), Великобритания 2009 г. - Конференция МО в Лейвен /Льювен- ле- Нев (Leuven / Louvain-la-Neuve), г. - Конференция МО в Будапеште – Вене, г. - Конференция МО в Бухаресте, , 2018 и Конференции МО

Этапы Болонского процесса: Европейское направление в ВО QA на вузовском, национальн. и европейском уровнях Гибкие образоват. траектории Мобильность студентов, преподават., научн работн., администрации Легко сравнимые степени Докторская степень как 3 -я ступень Социальное измерение Общие рамки квалифик-й Система кредитов (ECTS) LLL Европейское рамки квалификаций Национальн. рамки квалифик-й Сбор данных Система 2-х циклов Европейское сотрудн-во в обеспечении качества QA Участие студентов в ВО Европейское Приложение к диплому (DS) Стандарты, Руководства в QA Трудоустрой- ство Мобильн-ть студентов, преподават. Мобильность научных и администр. работников Построение ЕПВО Связь образования с наукой Признание совместных степеней ЕПВО в глобальном контексте 1998 Сорбонна 1999 Болонья 2001 Прага 2003 Берлин 2005 Берген 2007 Лондон

ЕПВО СРЕДСТВА УСЛОВИЯ РАЗЛИЧНЫ НА НАЦИОНАЛЬН.УРОВНЯХ ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ Европ. QF ( ) LLL (2001) Гибкие учебные планы ECTS Система кредитов Дублинские дескрипторы Связь с ЕПНИ цикла цикла Сравнимые степени Мобильность Признание кв Лиссабон. Конв-1997 D Suppl. Erasmus/Socrates Обеспечение качества - QA Евр.Стандарты QA Европ. Регистр агентств QA Европейское измерение Совместные степени Сравнимость систем ВО Социальное измерение Равный доступ к ВО (доход, пол, нац., и др.) Внутренняя мобильность Для студентов Для выпускников Для ППС ЕПВО в мировом масштабе Внешняя мобильность Студенты из-за рубежа Школьники Информиров. мирового сообщества Должны быть достигнуты к 2010 (?) Первоначально 29 стран 46 стран к 2007

Трудоустройство в уч. плане (особенно 1 и 2 циклы) Структура степеней из 3-х циклов Научные исслед. в уч.плане (особенно 2 и 3 циклы ) Программы Erasmus, и т.д. Приложение к диплому (DS) Использование ECTS Нац. системы QA (аккредитация) Использование кв.рамок (дескрипторов) в QA Короткие, 1-й цикл степени Гибкие учебные планы Признание предшествующего обучения Легко читаемые и сравнимые степени Облегчение признания Сотрудничество в QA Облегчение доступа в ВО Большее число участников в LLL Увеличение мобильности Сравнимость и совпадение ВО в Европе Повышение образовательного уровня трудящихся Равенство участников Социальное измерение Привлекательность, конкурентоспособность ЕПВО Агентства качества, ESG, ENQA, EQAR Текущие цели: Промежуточные цели: Стратегические цели: МЕРОПРИЯИЯМЕРОПРИЯИЯ

Расширение первоначальных проблем БП: Модернизация структуры степеней на вузовском (undergraduate) и послевузовском (postgraduate) уровнях в систему, состоящую из 3-х циклов и включающую Концепцию структур квалификаций, основанных на результатах обучения – что люди должны: знать, понимать и могут делать Введение понятие социального измерения высшего образования Признание квалификаций как центрального элемента политики ЕПВО

Ни одной другой инициативы, поддержанной таким количеством стран (47 из 50 государств, ратифицировавших Европейскую культурную Конвенцию), не было с момента создания Европейского Союза в 1957

РАЗДЕЛ I. ЗАВЕРШЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: к 2010 не все цели БП были достигнуты в странах- участницах БП

10 Позиционирование российской системы ВПО по основным направлениям Болонского процесса (2009 г.) Внедрение 2-х уровневой системы РФ0 Доступ к след. уровню 37 - РФ5213 Внедрение нац. квалификационной рамки РФ1 Реализация европейских принципов стандартов качества 1726 – РФ410 Независимая система обеспечения качества РФ20 Уровень участия студентов РФ40 Уровень участия иностранных экспертов – РФ34 Внедрение приложения к диплому РФ1 Реализация Лиссаб. конвенции 31 - РФ5138 Внедрение ECTS РФ60 Признание предыдущих периодов обучения РФ2 Признание совместных степеней 32 – РФ16000

Реализована 2-х цикловая структура, 2008/ ECTS ECTS ECTS Various combinations No Master programmes Not available Source: Eurydice

Приложение к диплому европейского образца (DIPLOMA SUPPLEMENT): Мониторинг National monitoring has been undertaken or is planned No national monitoring DS not introduced

Реализация системы кредитов ECTS 75 % + using ECTS based on learning outcomes and student workload 75 % + using ECTS based on student workload 75 % + using ECTS based on contact hours, or contact hours & student workload 75 % or less using ECTS with variety of credit definitions National credit systems in parallel. ECTS mainly used for transfer Source: Eurydice

Позиции БП (action lines): (1) Структура степеней и квалификаций (2) Обеспечение качества обучения (3) Признание квалификаций

(1) Структура степеней и квалификаций включает: 3 цикла: Бакалавриат – Магистратура – Докторантура (РФ-аспирантура) Система кредитов ECTS для первых двух циклах(240/ /90): основаны на результатах обучения и трудоемкости Перекрывающиеся Структуры квалификаций ЕПВО: обеспечивают мобильность + трудоустройство Обучение, сосредоточенное на студенте. Разработка учебных планов, основанных на результатах обучения

Внедрение двухуровневой системы образования в РФ (2008г.) УровеньКоличество программ % по данным 2007 года % по данным 2006 года Государств енные вузы Негосударст венные вузы Бакалавр ,111,7 Специалист ,283,484,6 Магистр ,84,53,7

Внедрение двухуровневой системы образования в РФ (2008 г.) УровеньКоличество студентов % по данным 2007 года % по данным 2006 года Государст венные вузы Негосударст венные вузы Бакалавр ,36,77,0 Специалист ,292,692,4 Магистр ,5 0,70,6

(2) Обеспечение качества обучения Создан Регистр агентств по обеспечению качества обучения (EQAR), включены 24 агентства из 23 стран Национальные агентства контроля качества будут реализовывать европейские Стандарты и Руководства по обеспечению качества в виде требований для агентств, включенных в EQAR

Аккредитованные зарубежными организациями образовательные программы Реализуемые образовательные программы, аккредитованные зарубежными организациями ГОУНОУ Бакалавр2819 Специалист18322 Магистр год: 35 вузов 2007 год: 85 вузов (только 59 указали наименование зарубежной организации) 2008 год: 83 вуза (только 67 указали наименование зарубежной организации) 2006 год: 118 программ 2007 год: 224 программы 2008 год: 266 программ

(3) Признание квалификаций: Лиссабонская Конвенция о признании в сфере ВО – единственный легитимный документ (3 европейские страны еще не признали Конвенцию) Практика признания еще не последовательна в ЕПВО Несогласованность между академическим и профессиональным признанием

ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: определяют цели, которые вряд ли будут переведены в рамки законодательства Социальное измерение Возможность трудоустройства БП в его глобальном измерении

(I) Социальное измерение - 1: Меры по обеспечению равных возможностей в рамках ВО Меры для расширения доступа к ВО (пол, этническое происхождение, иммиграция, соц.-экономический статус и происхождение, ограниченные возможности, география) Окружающая среда, улучшающая качество обучения

Социальное измерение – 2 Окружающая среда: Обеспечение образовательными услугами; Условия социального обеспечения: - соотношение числа студентов на 1 преподавателя - доступ к информации - состояние библиотек, аудиторного фонда - условия проживания студентов - доступность жилья на приемлемом уровне

Социальное измерение – 3 Окружающая среда: Фактическое участие студентов в управлении ВО Финансирование обучения: - наличие информации и руководств по решению финансовых проблем студентов; - обеспечение студентов проживанием; - уровень обеспечения студента государственной поддержкой

(2) Возможность трудоустройства: Обучение общим навыкам и компетенциям: - аналитические навыки; - коммуникационные способности; - рассуждать на уровне абстракции Необходимость реструктуризации учебных планов, нацеленных на использование возможностей рынка труда Разработка образовательных программ для малого и среднего бизнеса Изменение методики преподавания Развитие потенциала степени бакалавра на рынке труда

(3) Обучение в течение всей жизни - LLL LLL (Делорз, 1996) - это обучение как: - делать; - существовать; - быть. LLL означает: - восхождение выше по лестнице квалификаций; - улучшение знаний, навыков, компетенций - признание предшествующего обучения Цели социального измерения и возможности трудоустройства м.б. достигнуты в рамках LLL

(4) Привлекательность ЕПВО: Место для обучения и проведения научных исследований Со стороны рынка труда для ППС Разнообразие культурного наследия, образовательных программ Сотрудничество со странами, которые проявили интерес к БП

(5) Академическая мобильность: Прогресс не достигнут Введение2-х уровневой системы препятствует краткосрочным программам мобильности (типа ERASMUS) Необходима разработка соответствующих учебных планов Проблемы иммиграции и социального обеспечения Для ППС: проблемы карьеры, социальных пособий, обеспеченность работой и пенсией Дальнейшее развитие совместных степеней Учебные планы должны обеспечить «окна мобильности» Взаимное признание периодов обучения за границей

Студенческая мобильность Incoming student mobility Outgoing student mobility Less than 1 % 1-3 % 3-6 % 6-10 % 10 % + Data not available

Развитие студенческой мобильности в РФ: Количество студентов в рамках межвузовских договоров Выехавших за рубеж Приехавших из-за рубежа Выехавших в другие российские вузы Приехавшие из других российских вузов

Образовательные программы, реализуемые на иностранных языках (по данным национального аккредитационного агентства) РФ ГОУНОУ Бакалавр 53 (2007 г. - 47)27 (2007 г. – 25) Специалист 294 (2007 г )40 (2007 г. – 48) Магистр 39 (2007 г. - 50)2 (2007 г. – 2) Количество вузов, включая филиалы 2006 год год – год Количество программ, всего 2006 год – год – год – 455

Реализация совместных программ, завершающихся выдачей российского и зарубежного диплома в РФ 2006 год 107 вузов 345 программ 2/3 на уровне специалиста 1 место– экономика и менеджмент Германия – Китай - Франция 2007 год 201 вуз 548 программ >2/3 на уровне специалиста 1 место– экономика и менеджмент Германия – Китай - Франция 2008 год 132 вуза 422 программы 2/3 на уровне специалиста 1 место– экономика и менеджмент Германия – Китай - Франция

Стадия внедрения европейского приложения к диплому (РФ) УровеньКоличество выданных европейских приложений к диплому ГОУНОУ Бакалавр752 (2007 г. – 485)25605 (2007 г. – 25761) Специалист3893 (2007 г. – 4024)736 (2007 г. – 245) Магистр388 (2007 г. – 550)5 (2007 г. – 67) 82 государственных вуза, включая 4 филиала (2007 г вуза, включая 3 филиала) 27 НОУ, включая 6 филиалов (2007 г. – 18 учреждений, включая 4 филиала)

РАЗДЕЛ II. Болонский процесс после 2010 Глобализация и конкурентоспособность Демография Институциональное разнообразие Финансирование

Основное изменение: Переход от «Болонского процесса» к «Европейскому пространству высшего образования» - Изменение философии процесс, а не просто терминологические проблемы

Глобализация и конкурентоспособность (1) Появление рынка без границ в ВО Международный спрос на ВО Коммерциализация результатов научных исследований Междисциплинарные подходы к исследованиям Потребность в конкуренции в ВО не исключает совместных соглашений

Глобализация и конкурентоспособность (2) Образовательная политика должна решить проблемы на законодательном уровне: - изобретения и собственность - интеллектуальная собственность - контракт на исследование - права исследователя - профессиональный статус и карьера исследователя

Глобализация и конкурентоспособность (3) Структура департамента или факультета университетов отражает классификацию науки 19-го столетия Традиционная организация не является инновационной и рациональной с т.з. использования ресурсов. Учебные планы должны соорудить мосты между гуманитарными и естественными науками, необходима реформа их содержания.

Глобальная конкуренция и межкультурный диалог Особая роль вузов в развитии направлений: - учебные планы и межкультурные компетенции; - понимание различных обществ, их традиций, культур и верований; - способность этически рассуждать;

Европейская демография: Средний возраст населения стран Евросоюза 45 лет, через 10 лет – 50 лет LLL – согласуется с этой проблемой Переосмысление мобильности студентов: - студенты в возрасте и преподаватели по семейным причинам; - студентам, совмещающим работу и обучение

Финансирование «Академический капитализм» Опыт США: - большая автономия государственных и частных вузов; - целевое распределение средств студентам и научным работника (а не вузам) Европа не имеет таких ресурсов, налоговая система не соответствует применяемой практике

III. Выводы и заключения Основные приоритеты после 2010

Основные приоритеты после 2010: (1) Завершение задач, поставленных в Болонской декларации. Однако, в ближайшем будущем вряд ли будут переведены в рамки законодательства: - социальное измерение - трудоустройство выпускников - LLL - привлекательность ЕПВО - мобильность студентов и преподавателей - разработка новых учебных планов

Основные приоритеты после 2010: (2) Мобильность студентов и преподавателей: учебные планы содержат «окна мобильности» или приведут к совместным степеням; станут легко доступными получение виз и разрешений на работу, грантов на мобильность, социальных пособий; для ППС: условия для облегчения иммиграции в ЕПВО и внутри его, социальное обеспечение, создание адекватных прав на пенсии; будет разработан политический документ, устанавливающий Кодекс мобильности; к 2020 г. число выпускников европейских вузов, обучающихся заграницей, достигнет 20%

Основные приоритеты после 2010: (3) Проблемы демографии - укрепление социального измерения ВО; - привлекательные методы LLL; - заново продуманная международная мобильность; - обучение, нацеленное на определенные предметные области; - Бизнес-сопровождение для возможности трудоустройства выпускников

Основные приоритеты после 2010: (4) Конкурентоспособность ЕПВО в глобальном контексте - баланс между сотрудничеством и конкуренцией; - связь между обучением и научным исследованием; - организационная структура БП пригодна для выполнения его целей; - установить связь с другими областями политики: иммиграция, социальное обеспечение для продвижения задач мобильности

Информация по БП:

Спасибо за внимание! Контакты: +7(495)