КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Шамов Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор
Успешное восприятие иноязычного материала достигается за счет функционирования механизмов: а) группировки и интеграции признаков; б) упорядоченного доступа к ним; в) совпадения или несовпадения признаков. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 2
Рациональное запоминание слов иностранного языка в памяти обеспечивается: а) рациональной дозировкой лексического материала в учебном процессе; б) рациональным распределением заучиваемого материала во времени; в) регулярностью его повторения в разных видах речевой деятельности; г) использованием эффективных приемов запоминания; д) включением интеллектуально активных приемов в процесс выработки практических действий со словом. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 3
Формирование когнитивного образа иноязычного слова обеспечивается: а) наличие потребности в иноязычных словах; б) наличие у учащихся богатого языкового и речевого опыта; в) наличие высокого уровня комбинаторной способности учащихся; г) наличие креативности у учащихся в создании схем организации и хранения лексического материала и информации о нем; д) наличие элементов творчества (эвристичности) в языковой и речевой деятельности обучаемых. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 4
Лингвокреативное мышление, способствующее формированию навыков вербализации и девербализации лексического материала призвано: а) формировать общую картину мира и языковую картину (научные представления о лексической системе соответствующего языка); б) фиксировать лексические единицы и их основные элементы в структурах семантической памяти; в) формировать с помощью и на основе лексических единиц понятия («как молекулы мышления») и концепты («как кванты структурированного знания»). А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 5
Мнемические приемы связаны со следующими интеллектуальными действиями: а) перекодирование; б) достраивание запоминаемого материала; в) сериация; г) работа над словарными ассоциациями; д) регулярное повторение лексического материала. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 6
Использование интеллектуальных приемов при запоминании предполагает: а) доступное ознакомление с содержанием лексического материала; б) мысленное представление того, что нужно запомнить; в) запоминание лексического материала; г) нахождение в лексическом материале объединяющего признака; д) нахождение в материале известных признаков; е) соотнесение неизвестных признаков с известными; ж) воспроизведение запоминаемого материала; з) проверка запоминаемой лексики на соответствие поставленной цели. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 7
Перекодирование осуществляется на основе приемов: а) составление различных определений; б) толкование значений слова на языке. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 8
Совершенствование лексических навыков может осуществляться на основе использования такого приема, как приема достраивания запоминаемого материала. Достраивание проводится на разных уровнях работы со словом: а) достраивание на уровне слова; б) достраивание на уровне словосочетаний; в) достраивание на уровне предложений. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 9
Для запоминания слов имеет значение и такой прием, как построение ассоциативных пар. Он позволяет: а) запомнить лексическую единицу, ее связи с другой; б) воспроизводить слово в аналогичных ситуациях. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 10
Группировка материала проводится по самым разным основаниям (критериям): а) группировка на сочетаемость; б) группировка на составление словарной семьи, на установление синонимов; в) составление тематических рядов слов; г) образование понятийных рядов; д) решение коммуникативных задач на базе усвоенных слов. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 11
Мнемический план включает слова и за предыдущий период обучения. Список слов постоянно обновляется и дополняется. Названный прием позволяет: а) осуществлять непроизвольное запоминание слов; б) осуществляет управляемое и целенаправленное повторение слов. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 12
Интеллектуальная насыщенность уроков иностранного языка проявляется в обобщающих познавательных процессах: а) прогнозирование; б) кодирование (разные его виды); в) перенос. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 13
Два способа кодирования приобретают особую значимость: а) словесно-речевой способ кодирования информации; б) визуальный способ кодирования. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 14 Умение кодировать лексический материал приводит в конечном результате к созданию правильного когнитивного образа иноязычного слова. В процессе кодирования лексического материала совершенствуются: а) скорость слуховой дифференциальной чувствительности; б) умение кодировать лексические единицы средствами разных видов модальностей.
Механизм лексического переноса способствует: а) развитию лингвистического обобщения; б) гибкости вербального мышления; в) владению разными стратегиями усвоения иноязычного слова; г) преодолению нехватки слов; д) быстрому и умелому решению коммуникативных задач в разных видах речевой деятельности; е) рациональному осуществлению лексического самоконтроля. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 15
Прогнозирование, кодирование и перенос следует рассматривать важными элементами одной общей функциональной системы. Это связано с тем, что: а) они являются одной из сторон единой познавательной деятельности человека; б) они являются составными частями общей познавательной способности обучаемых; в) они входят в структуру друг друга. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 16
Развитие названных процессов приводит к одновременному совершенствованию общих умственных (интеллектуальных) действий. К их числу можно отнести: а) обобщение; б) сравнение; в) классификацию; г) лексическое ассоциирование; д) анализ и синтез; е) абстрагирование; ж) вывод умозаключений. А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 17
Мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия. Перенос лексического материала устанавливается по нескольким направлениям: а) перенос лексики из одной темы в другую; б) перенос лексических единиц из одного вида речевой деятельности в другой (из говорения - в аудирование и чтение, а из чтения и аудирования - в говорение). А.Н. Шамов: Когнитивный подход и обучение лексической стороне речи в условиях средней школы 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!