В эстетике Фомы Аквинского мы находим некоторый итог схоластических эстетических представлений. В своем понимании прекрасного и искусства он суммировал многие взгляды неоплатоников, Августина, Псевдо - Дионисия Ареопагита и представителей ранней схоластики, в результате чего получилась достаточно целостная эстетическая система на основе аристотелевской философской методологии
Фома Аквинский делает шаг вперед в сравнение с теорией Святого Августина. Он пытается, прежде всего, оправдать красоту форм чувственного мира
Красота – это то, что будучи увиденным, нравится. Это нравящееся чувство опосредовано соответствующими пропорциями, организованностью формы
Красота связана с эстетическим опытом, созерцанием, в отличие от блага, где надо удовлетворять свои потребности
Как понятие, красота основывается на трех качествах – цельности, пропорциональности и яркости. Все они воздействуют на человека своей организованностью, порядком, мерой или формой. Тезис Святого Фомы о том, что красота – причина формы, стали широко использовать другие философы в более поздние времена
Первый характерный признак красоты – форму – святой Фома Аквинский дополняет вторым, слитым с первым, - это признак света или сияния
Святой Августин писал о красоте как о слиянии порядка и истины. Свет прекрасного, по Аквинскому, означает «сияние формы вещи» как в искусстве, так и в природе
Новое понятие « лучезарность » философ определяет как яркие цветные предметы, которые считаются прекрасными. Христос – это необходимое излучение света Божества. Лучезарность и сияние Бога вызывают робкие и трепещущие чувства
С функцией эстетической формы связана ясность как признак совершенного
Радость познания проистекает не только из соотношения между элементами предмета, но и из их ясности. В силу ясности предмет приобретает совершенство и при восприятии доставляет нам удовольствие
Для средневекового мировосприятия признак формы и света в идее красоты является решающим. Лестница этой идеи всегда ведёт к Богу. Низкая ступень означает красоту бесформенного, физического раздражителя. Затем открываются красоты более единые, моральные внутренние. Вершина – это красота, где достигаются союз с единством Бога, слияние с его формой
Благодарю за внимание ! Презентацию выполнила : студентка 5 курса Журавлёва В. Э.