СРГ ПДООС Тенденции финансирования охраны окружающей среды в странах ВЕКЦА Карла Бертуцци, Ксавье Лефлев Париж, 22 февраля 2007 г.
СРГ ПДООС 2 Структура презентации Обоснование проекта Напоминание метода Основные положения –Природоохранные расходы (ПР) –Международная помощь на цели охраны окружающей среды (МПООС)
СРГ ПДООС 3 Обоснование проекта Представить анализ финансирования охраны окружающей среды в странах ВЕКЦА и выводы по мерам политики в этой сфере министрам на Белградской конференции –полная картина всех источников финансирования охраны в ВЕКЦА –основа для дискуссии министров –синтез работы СРГ ПДООС Две сопроводительные публикации для Белграда –документ 1 категории «Привлечение финансовых ресурсов на охрану окружающей среды в ЮВЕ и ВЕКЦА» (совместно с КПП и Всемирным банком) –документ 1 категории «Оценка прогресса в реализации Стратегии для стран ВЕКЦА»
СРГ ПДООС 4 Напоминание метода Природоохранные расходы Природоохранные расходы –охрана атмосферного воздуха и климата –водоотведение и очистка сточных вод –обращение с отходами –охрана и восстановление почвы, грунтовых вод и поверхностных вод –сокращение шума и вибраций –сохранение биоразнообразия и ландшафта –защита от радиации –научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки –другая природоохранная деятельность Принцип исполнителя в сравнении с принципом источника финансирования Секторы –государственный сектор –сектор производства товаров и услуг –специализированные поставщики природоохранных услуг –сектор домашних хозяйств Типы расходов –капитальные расходы –текущие расходы –поступления от побочных продуктов –субсидии/трансферты –доходы
СРГ ПДООС 5 Напоминание метода Организация проекта Использование в качестве основы проделанной работы –работа СРГ ПДООС в сфере финансирования охраны окружающей среды –база данных КСР по ОПР Сбор последних достоверных данных –в странах ВЕКЦА, посредством правительств стран, по природоохранным расходам и финансированию охраны окружающей среды Анализ информации –совместимость данных –перепроверка по международным источникам –основные выводы Обсуждение основных выводов –Ежегодная встреча сети экспертов по финансированию охраны окружающей среды (февраль 2007 г.) –Ежегодное совещание СРГ ПДООС (март 2007 г.)
СРГ ПДООС 6 Напоминание метода Собранные данные 10 стран из 12 –данные по Туркменистану и Узбекистану не представлены Сфера охвата –охваченные сферы: охрана атмосферного воздуха, водоотведение и очистка сточных вод, охрана почвы и грунтовых вод, сохранение биоразнообразия, все еще мало информации по обращению с отходами –некоторые страны включили данные по расходам на рациональное использование природных ресурсов и их мобилизации Уровень детализации –недостаточный охват государственного сектора –недостаточные данные по трансфертам Качество данных –расширение регистра –детализирование охвата секторов –разграничение финансирования и расходов –оценка капитальных расходов на интегрированные технологии и более чистые продукты
СРГ ПДООС 7 Структура отчета Тенденции экономического развития стран ВЕКЦА Природоохранные расходы в странах ВЕКЦА –тенденции –доли в разбивке по сферам, секторам, типам –источники природоохранных расходов Международная помощь и финансирование на цели охраны окружающей среды –двусторонняя, многосторонняя –доли в разбивке по странам, сферам
СРГ ПДООС 8 Основные выводы Резкое разделение По экономическим показателям –ВВП, ВВП на душу населения от 763,3 миллиардов долл. США (Россия) до 2,3 миллиардов долл. США (Таджикистан) –Показатели экономического роста 26 процентов в Азербайджане в 2006 г. -0,6 процента в Кыргызской Республике в 2006 г. –Движущая сила экономического роста страны, богатые энергетическими и природными ресурсами
СРГ ПДООС 9 Основные выводы: ПР Три группы стран В России, Украине и Казахстане –на охрану окружающей среды выделяется от 1,6 до 1,2 процента доходов; аналогично странам ЦВЕ –природоохранные расходы на душу населения остаются низкими и составляют менее 40 долл. США в год (в Словацкой Республике – около 50 долл. США, в Польше – 100 долл. США) В Молдове, Азербайджане, Грузии, Кыргызской Республике и Армении –природоохранные расходы составляют менее 30 миллионов долл. США в год –от 1,0 до 0,2 процента ВВП –природоохранные расходы на душу населения остаются крайне низкими как в абсолютном, так и относительном выражении (менее 10 долл. США на душу населения в год); Беларусь –сравнительно высокий уровень природоохранных расходов (499 миллионов долл. США, 2,4 процента ВВП, 44 долл. США на душу населения) –капитальные расходы составляют весьма высокую долю природоохранных расходов
СРГ ПДООС 10 Основные выводы: ПР Три группы стран Природоохранные расходы в гг., в млн долл. США в ценах 2003 г. Природоохранные расходы на душу населения в гг.
СРГ ПДООС 11 Основные выводы: ПР неодинаковая выгода от прироста ВВП Природоохранные расходы как доля ВВП
СРГ ПДООС 12 Основные выводы: ПР концентрация на нескольких сферах Водоотведение и очистка сточных вод –львиная доля (от 43 до 67 процентов общего объема) –особенно в тех странах, где уровень ПР низок Значительная доля приходится на охрану атмосферного воздуха в индустриальных экономиках –37 процентов в Казахстане; 22 процента в Российской Федерации и Украине, в Армении (32 процента) и Беларуси (20 процентов) Обращению с отходами уделяется сравнительно мало внимания –за исключением Казахстана (18 процентов), Украины (15 процентов) и Кыргызской Республики (12 процентов)
СРГ ПДООС 13 Основные выводы: ПР Резко различающиеся показатели инвестиций Природоохранные инвестиции как доля ВНОК и ВВП на душу населения в среднем в гг.
СРГ ПДООС 14 Основные выводы: ПР Резко различающиеся инвестиционные приоритеты Государственный сектор и частный сектор направляют свои средства в разные сферы: –государственный сектор осуществляет основную часть инвестиций в водоотведение и очистку сточных вод –частный сектор инвестирует главным образом в охрану атмосферного воздуха Типы инвестиций в разбивке по сферам по странам
СРГ ПДООС 15 Основные выводы: ПР На пути к измерению трансфертов Азербайджан –лишь незначительные трансферты между секторами Беларусь –40 процентов общих расходов частного сектора составляют трансферты –государственный сектор является чистым источником финансирования только сектора водоотведения и очистки сточных вод Казахстан –все расходы частного сектора на охрану атмосферного воздуха финансируются за счет собственных средств фирм –трансферты государственного сектора на водоотведение и очистку сточных вод, охрану почвы и грунтовых вод и сохранение биоразнообразия –на обращение с отходами осуществляются чистые трансферты частного сектора государственному сектору Кыргызская Республика –(незначительные) трансферты частного сектора государственному сектору осуществляются только в сферах водоотведения и очистки сточных вод и обращения с отходами (приблизительно 6 процентов общих расходов частного сектора в каждой сфере) Молдова –основная часть государственных расходов приходится на сохранение биоразнообразия: в этой сфере трансферты в другие секторы не осуществляются –трансферты частного сектора значительны только в сфере водоотведения и очистки сточных вод
СРГ ПДООС 16 Основные выводы: МПООС Структурное изменение Помощь на цели охраны окружающей среды странам ВЕКЦА в гг., в миллионах долл. США
СРГ ПДООС 17 Основные выводы: МПООС Привлекательность крупных стран, богатых нефтью Помощь доноров и МФО на цели охраны окружающей среды странам ВЕКЦА, всего в гг.
СРГ ПДООС 18 Основные выводы: МПООС Ограниченный прямой эффект Ни ОПР, ни финансирование МФО не могут заменить внутреннее финансирование охраны окружающей среды в странах ВЕКЦА –двусторонняя и многосторонняя помощь на цели охраны окружающей среды по-прежнему незначительна как доля ВВП (в большинстве случаев менее 0,6 процента) –двусторонняя помощь на цели охраны окружающей среды составляет менее 5 долл. США на душу населения в год –многосторонняя помощь на цели охраны окружающей среды составляет менее 3 долл. США на душу населения в год Демонстрационный эффект и эффект катализатора –передача технологий –развитие новых навыков и ноу-хау
СРГ ПДООС 19 Основные выводы: МПООС Разные приоритеты по сферам Помощь доноров и многосторонняя помощь на цели охраны окружающей среды в разбивке по сферам, всего в годы
СРГ ПДООС 20 Основные выводы Задача на будущее Тиражирование и распространение позитивного опыта реализации проектов, поддерживаемых ресурсами доноров и МФО –Со стороны доноров улучшение координации деятельности доноров и МФО во избежание дублирования деятельности и конкуренции –Со стороны стран ВЕКЦА прямое указание в национальных экономических стратегиях и программах двустороннего сотрудничества на то, что охрана окружающей среды является приоритетом разработка устойчивых и реалистичных финансовых стратегий для достижения целей охраны окружающей укрепление потенциала в сфере планирования как на центральном, так и местном уровнях укрепление потенциала в сфере подготовки и реализации проектов демонстрация потенциала в сфере осуществления природоохранных целей