И.В.Абанкина Директор Института развития образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственный Университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) Принципы финансирования дошкольного образования в контексте разграничения полномочий, бюджетной.
Advertisements

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание ФГУ государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества ФГУ.
Государственный университет – Высшая школа экономики Переход к финансированию ДОУ по заданию учредителя И.В.Абанкина Директор Института развития образования.
Государственный университет – Высшая школа экономики Переход к финансированию ДОУ по заданию учредителя И.В.Абанкина Директор Института развития образования.
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Новые финансовые механизмы в дошкольном образовании И.В.Абанкина Директор Института.
Финансово-экономические условия реализации ФГОС А.И Адамский, ректор ИПОП «Эврика», ноябрь 2010.
Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ Иркутск,2011.
Расширение участия негосударственного сектора в развитии дошкольного образования: перспективы и барьеры И.В. Абанкина, проф., директор Института развития.
Полетаева Вера Владимировна, заместитель Министра образования и науки Челябинской области О ходе реализации 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ Астрахань,2011.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
О финансовом обеспечении деятельности государственных (муниципальных) учреждений, формирование и финансовое обеспечение государственного (муниципального)
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Результаты мониторинга экономики дошкольного образования (по опросам руководителей) И.В.Абанкина Директор Института развития образования, к.э.н., профессор.
КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД 2012 – 2015 гг. ПРОЕКТ.
Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования. Республика Бурятия Г. Улан-Удэ Н.М. Шадрина.
Методики расчета нормативов затрат на оказание услуг по обучению и содержанию детей с учетом специфики предоставляемых услуг и региональных особенностей.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Расчет объемов бюджетных ассигнований по предоставлению субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного.
Транксрипт:

И.В.Абанкина Директор Института развития образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики

Повышение разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Повышение разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Развитие кадрового потенциала, финансовая поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда Развитие кадрового потенциала, финансовая поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда Повышение охвата детей программами дошкольного образования за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта Повышение охвата детей программами дошкольного образования за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта Развитие домашних и семейных форм Развитие домашних и семейных форм Доступ к бюджетным ресурсам независимо от формы собственности дошкольного учреждения Доступ к бюджетным ресурсам независимо от формы собственности дошкольного учреждения Развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно- государственного партнерства в дошкольном образовании Развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно- государственного партнерства в дошкольном образовании Адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы Адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы

Переход к управлению качеством Качество как статическая характеристика состояния системы дошкольного образования Управление качеством – управление процессами согласования интересов всех основных участников дошкольного образования – родителей, педагогов, руководителей учреждений и организаций дошкольного образования, органов управления образованием для развития ДЕТЕЙ Воспитание, образование, сохранение здоровья, социализация, успешность

Управление качеством в условиях перехода от управления затратами к управлению результатами в социальной сфере Предоставление образовательных услуг СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА РЕГЛАМЕНТЫ предоставления образовательных услуг требования к качеству и доступности услуг контроль мониторинг принятие решений обратная связь

организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ Отличительные особенности стандарта второго поколения для дошкольного образования

развитие детей сообразно возрасту; повышение уровня физического здоровья детей; своевременная коррекция отклонений в развитии ребенка. Механизмы оценки: исследование развития детей, анкетирование (опрос) родителей, медицинский мониторинг, контроль соблюдения в учреждении требований к условиям и процедурам образовательного процесса детей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Доли прироста и расходов в бюджетном финансировании образования в консолидированном бюджете РФ по уровням образования Дошкольное образование Годы Прирост расходов консолидированного бюджета к предыдущему году, % 33,3742,1218,8227,2223,2328,8321,4912,397,278,40 Доля расходов в бюджетах, %1,441,481,511,821,961,661,741,751,701,611,59 Доля расходов консолидированного бюджета на дошкольное образование в ВВП, %0,440,480,560,54 0,520,540,620,570,540,52 Расходы консолидированного бюджета в расчете на 1 воспитанника (тыс.руб.)7,5110,0514,2216,6820,7324,9430,8937,1241,8845,0749,00

Механизмы финансовой поддержки негосударственных организаций, реализующих программы дошкольного образования Косвенное бюджетное финансирование: - налоговые льготы образовательным организациям, - льготы по подоходному налогу для потребителей, - компенсация части родительской платы, - возможности использовать материнский капитал, - льготы благотворителям и жертвователям и т.д. Косвенное бюджетное финансирование: - налоговые льготы образовательным организациям, - льготы по подоходному налогу для потребителей, - компенсация части родительской платы, - возможности использовать материнский капитал, - льготы благотворителям и жертвователям и т.д. прямое бюджетное финансирование по нормативам на 1-го обучающегося на оказание образовательных услуг прямое бюджетное финансирование по нормативам на 1-го обучающегося на оказание образовательных услуг 8

МЕХАНИЗМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Категории расходовМеханизмы финансирования Расходы на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным заданием Предоставление субсидий на возмещение нормативных затрат в связи с выполнением государственного задания Расходы на строительство, реконструкциюПредоставление бюджетных инвестиций Расходы на: капитальный ремонт разовые закупки оборудования расходы на реализацию национальных проектов иные расходы разового характера Предоставление иных целевых субсидий Расходы бюджетных и автономных учреждений на осуществление социальных выплат Осуществление расходов на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме

Прямое бюджетное финансирование негосударственного сектора наталкивается на недостаточность нормативной правовой базы для предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию образовательных услуг дошкольного образования негосударственными организациями Возможные пути решения этой проблемы Финансирование негосударственных организаций на конкурсной основе за счет программных средств Развитие законодательства, обеспечивающего равный доступ к бюджетным средствам Переход на ваучеры (аналогично родовым сертификатам) 10

При обеспечении равного доступа к бюджетным ресурсам всех образовательных организаций независимо от формы собственности негосударственным организациям должны быть возмещены нормативные расходы на оказание услуг без предоставления субсидии на содержание имущества Нормативные затраты на оказание услуг (на единицу услуги): Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (оплата труда, материальные запасы, иное) Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (оплата труда АУП, коммунальные услуги, транспорт связь, сигнализация текущий ремонт и т.д.) Нормативные затраты на содержание имущества: Оплата теплоснабжения – 50% Оплата электроснабжения – 10% Уплата налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за БУ, АУ или приобретенное им за счет средств, выделенных БУ, АУ учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки За исключением затрат, включенных в нормативные затраты на содержание имущества

Риски и ограничения для развития форм прямого бюджетного финансирования негосударственных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования РИСКИ финансирования негосударственных организаций на конкурсной основе за счет программных средств: - отсутствие программ развития во многих муниципалитетах; - нестабильность финансирования; - сложность конкурсного администрирования (сроки, трудоемкость, зависимость от цены…) Развитие законодательства, обеспечивающего равный доступ к бюджетным средствам – в проекте нового закона «Об образовании» предложена норма равного доступа к бюджетным средствам всех организаций независимо от формы собственности для дошкольного и школьного образования. Однако проект закона еще НЕ внесен в ГосДуму и судьба этой нормы неизвестна РИСКИ перехода на ваучеры (аналогично родовым сертификатам): - увеличение объемов бюджетного финансирования; - глубокая дифференциация муниципалитетов по бюджетной обеспеченности, и следовательно, неравные возможности финансового обеспечения ваучеров на дошкольное образование; - трудности планирования бюджетов из-за отсутствие обязательности дошкольного образования 12

13 Косвенное бюджетное финансирование: нулевая ставка процента по налогу на прибыль Признаки организации: - наличие лицензии на образовательную деятельность, - не менее 15 работников Небольшие организации с численностью персонала менее 15 работников Налогообложение образовательной деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности Нулевая ставка налога на прибыль Упрощенная система налого- обложения Нет налога на прибыль Ст НК РФ

Льготы для потребителей: Льготы по подоходному налогу Компенсация части родительской платы Субсидии для многодетных семей 14

Негосударственные организации не имеют равного доступа к бюджетным ресурсам. Для его обеспечения в части возмещения затрат на оказание образовательных услуг дошкольного образования необходимо изменение законодательной базы; Существующие косвенные меры поддержки – нулевая ставка процента по налогу на прибыль, льготы по подоходному налогу для потребителей, компенсация части родительской платы – недостаточны для оказания поддержки семьям, пользующимся услугами негосударственных учреждений и не создают условия для равной конкуренции между муниципальными и негосударственными организациями; В результате углубляется неравенство семей в доступе к дошкольному образования в условиях нехватки мест в муниципальных учреждениях, возникают барьеры на пути развития качественного дошкольного образования, отсутствуют стимулы для развития негосударственного сектора услуг и обеспечения занятости.

Институт развития образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (495) (495)