Реализация административной реформы в Российской Федерации в годах Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации М.В. Паршин, начальник отдела Департамента государственного регулирования в экономике http//ar.economy.gov.ru
2 Состояние государственного управления в России отрицательная оценка гражданами деятельности государственных служащих (более 71% опрошенных, по данным ФОМ), качества оказываемых государственных услуг (только 14% опрошенных удовлетворены качеством государственных услуг) запредельные издержки бизнеса на преодоление административных барьеров (по оценкам, в среднем 8,5% выручки малых предприятий) и коррупцию (90-е место наряду с Гамбией, Индией, Мозамбиком, Непалом, Танзанией по индексу восприятия коррупции в 2004 г., по данным Transparency International) низкая эффективности государственного управления в международных сопоставлениях (место России по эффективности государственного управления из 209 стран - индекс GRIСS - в последней трети рейтинга)
3 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г р одобрены: Концепция административной реформы в Российской Федерации в годахКонцепция административной реформы в Российской Федерации в годах План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в годахПлан мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в годах Основание
4 Цели административной реформы и показатели их достижения Цели административной реформы Показатели Повышение качества и доступности государственных услуг Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования Повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 %, к 2010 году - не менее чем до 70 % Снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 %, к 2010 году - до 3 % Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Повышение значений показателей эффективности государственного управления на федеральном и региональном уровнях
5 Основные задачи 1.Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам 2.Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти 3.Оптимизация функционирования органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных функций, и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти 4.Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти 5.Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти 6.Формирование необходимого организационного,информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления
6 Что сделано (1) Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. 679 «О Порядке разработки и утверждения административных исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. 679 «О Порядке разработки и утверждения административных исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Подготовлены Методические рекомендации по разработке административных регламентов Подготовлены Методические рекомендации по разработке административных регламентов Одобрен перечень государственных функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов в течение годов (391 государственная функция и услуга) Одобрен перечень государственных функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов в течение годов (391 государственная функция и услуга) Одобрен План–график первоочередной разработки и рассмотрения на Комиссии в 2006 году административных регламентов исполнения массовых общественно значимых государственных функций и услуг (39 государственных функций и услуг) Одобрен План–график первоочередной разработки и рассмотрения на Комиссии в 2006 году административных регламентов исполнения массовых общественно значимых государственных функций и услуг (39 государственных функций и услуг)
7 Что сделано (2) Разработаны 28 административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Разработаны 28 административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 16 административных регламентов, из них 3 утверждены Одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 16 административных регламентов, из них 3 утверждены Рекомендации по формированию стандарта комфортности предоставления государственных услуг Рекомендации по формированию стандарта комфортности предоставления государственных услуг Подготовлен рейтинг качества государственного управления субъектов Российской Федерации Подготовлен рейтинг качества государственного управления субъектов Российской Федерации Подготовлены учебные курсы по направлениям административной реформы, включая дистанционные Подготовлены учебные курсы по направлениям административной реформы, включая дистанционные
8 Порядок разработки и утверждения административных регламентов Проведение независимой экспертизы (н/э) ФОИВ – разработка и опубликование на официальном сайте проекта административного регламента Рассмотрение Министерством (для федеральных служб и федеральных агентств) Согласование с Минэкономразвития России (для приоритетных административных регламентов) Рассмотрение на рабочей группе Кузьминова Я.И. Одобрение Правительственной комиссией по проведению административной реформы Утверждение и регистрация в Минюсте России Проект административного регламента + заключение н/э
9 Независимая экспертиза Общественные и саморегулируемые организации: Общественная Палата РФ Торгово-промышленная палата РФ РСПП (работодателей) ОПОРА России и другие Федеральный орган исполнительной власти Экспертное заключение По запросу федерального органа исполнительной власти в общественные и/или саморегулируемые организации Экспертное заключение Запрос Структура заключения независимой экспертизы: Общие сведения Недостатки сложившейся практики исполнения функции / предоставления услуги Степень улучшения после принятия регламента Выводы: «утвердить» / «направить на доработку»
10 Пример разработки административного регламента (2) Совместный административный регламент ФМС России и Роструда по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и разрешений на работу иностранным гражданам Основные результаты: отмена «крепостного права»: возможность перехода работника от одного работодателя к другому; внедрение системы «одного окна» в ФМС России и его территориальных подразделениях четкие критерии принятия решений Рострудом о целесообразности привлечения иностранцев Стало возможным при условии: внесения изменений в законодательство: 110-ФЗ от 18 июля 2006 г. (вступает в силу 15 января 2007 г.)
11 Стимулирование административной реформы на федеральном и региональном уровнях Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года 336 «О дополнительных мерах по оказанию поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2006 году» Приказ Минэкономразвития России от 9 июня 2006 года 152 «Об организации работ по проведению конкурсного отбора федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания поддержки проведения административной реформы в 2006 году »
12 Конкурсный отбор федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ Минэкономразвития России КОНКУРСНЫЙ ОТБОР Заявка Результаты конкурса Правительственная комиссия по проведению административной реформы УТВЕРЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА Участники отбора ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ Результаты конкурса: Перечни победителей конкурса (ФОИВ и регионы) Объемы финансирования Требования к участникам: Утверждена программа и (или) план административной реформы Созданы комиссии по проведению административной реформы (в регионах) Определены ответственные Подготовлен проект по разработке и внедрению административных регламентов и стандартов государственных услуг Учитывается наличие софинансирования Решение Правительства Российской Федерации о выделении средств
13 Результаты конкурса В конкурсе приняли участие: 22 ФОИВа 46 субъектов Российской Федерации Признаны победителями: 19 ФОИВ 29 субъектов Российской Федерации На первом этапе выделяется 60% средств
14 Отчет субъекта Российской Федерации Фактически выполненное по «финансируемым» проектамФактически выполненное по «финансируемым» проектам Фактически выполненное по другим заявленным проектамФактически выполненное по другим заявленным проектам Эффективность деятельности комиссии по административной реформеЭффективность деятельности комиссии по административной реформе Разработанные (принятые) административные регламентыРазработанные (принятые) административные регламенты Эффективность PR-сопровожденияЭффективность PR-сопровождения Объявленные (проведенные) конкурсы на выбор исполнителей по мероприятиям административной реформыОбъявленные (проведенные) конкурсы на выбор исполнителей по мероприятиям административной реформы
15 Координация программ реформирования Реформа бюджетного процесса в Российской Федерации в годах Федеральная целевая программа «Электронная Россия ( годы)» 2004 Административная реформа в Российской Федерации в годах