Оптимизация функций органов исполнительной власти Консалтбюро СТАВКА Томск, август 2006
Оптимизация функций органов исполнительной власти – одно из 6 приоритетных направлений Концепции административной реформы в РФ в годах Цели: - Прекращение избыточного государственного регулирования в экономике и общественной жизни; -Уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров; - Обеспечение реализации конституционных прав граждан; -Сосредоточение работы государственных органов на решении необходимых обществу проблем.
Направления оптимизации Исключение избыточных и дублирующих функций Формирование институтов саморегулирования Оптимизация контрольно-надзорных функций Аутсорсинг административно-управленческих процессов Модернизация государственных и муниципальных закупок
Функциональный анализ Функциональный анализ органов исполнительной власти – исследование, направленное на сопоставление вмененных и исполняемых функций и оценку целесообразности их исполнения с точки зрения присутствия государства в отдельных сферах экономики и общества
Успешный опыт Определенная работа по оптимизации функций проводилась не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, среди которых – Самарская и Саратовская область, Республика Коми, Красноярский край, Мурманская область, Республика Чувашия
Результаты функционального анализа Перечень функций ОИВ с унифицированными формулировками (те функции, которые войдут в положение) Предложения по нормативному закреплению функций (функции которые выполняются на практике, но не регламентированы) Предложения по внесению изменений в нормативную правовую базу с целью устранения избыточных функций Предложения по передаче функций на аутсорсинг Перечень функций, подлежащих первоочередной регламентации
Существующие проблемы Расплывчатость формулировок Смешение функций, задач, целей, полномочий и способов реализации Чрезмерная агрегированность отдельных функций Отсутствие иерархической взаимосвязи между статусными актами разных уровней Несовпадение перечня закрепленных и реально выполняемых функций
Алгоритм функционального анализа 1.Рабочий перечень функций 1.1. Исследование положения 1.2. Интервью 1.3. Исследование полномочий субъекта РФ 2. Анализ функций 2.1. Законодательное обоснование 2.2. Постройка бизнес-процесса 2.3. Возможности аутсорсинга 3. Стандартизация 3.1. Классификация 3.2. Дезагрегация 3.3. Переформулирование 4.Результирующий перечень функций 4.1. Перечень отдельных ОИВ 4.2. Сводный перечень
1. Рабочий перечень функций 1.1. Составляется перечень функций ОИВ, закрепленных в положении об ОИВ 1.2. Составляется перечень дополнительных функций, которые по свидетельству интервьюированных служащих, исполняются на практике 1.3. Анализируются полномочия субъекта РФ в исследуемой сфере на предмет выявления вмененных функций Результат – интегрированный рабочий перечень функций
2. Анализ функций 2.1. Законодательное обоснование: проверяется правовое закрепление реализации функции и определяется его уровень 2.2. Построение бизнес-процесса: определяется исходная информация для выполнения функции (вход функции), определяются исполнители функции и их роли, определяется внешний пользователь функции (ее выход) 2.3. Возможности аутсорсинга: определяется возможность выведения функции за рамки полномочий ОИВ, ее реализации внешними исполнителями на конкурсной основе Результат – выводы об избыточности функции, их места в иерархии, определение дублирующих функций внутри ОИВ, выявление функций, подлежащих первоочередной регламентации и функций, которые могут быть переданы на аутсорсинг
3. Стандартизация 3.1. Классификация – перечень функций, сформированный на втором этапе, подлежит классификации на функции - политические, международные, нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, управления государственным имуществом, оказания услуг 3.2. Дезагрегация: разделение чрезмерно обобщенной функции на две и более части 3.3. Переформулирование – приведение описания функций к единому стандарту формулировок Результат – функции органа исполнительной власти, описанные в унифицированной форме
4. Результирующий перечень функций 4.1. Функции структурных подразделений сводятся во внутриведомственный перечень органа исполнительной власти (возможно дополнительная ревизия на предмет агрегации или устранения дублирующих функций) 4.2. Ведомственные перечни сводятся в единый перечень функций ОИВ области, производится контрольная сверка и устранение дублирующих функций
Результаты функционального анализа Перечень функций ОИВ с унифицированными формулировками (те функции, которые войдут в положение) Предложения по нормативному закреплению функций (функции которые выполняются на практике, но не регламентированы) Предложения по внесению изменений в нормативную правовую базу с целью устранения избыточных функций Предложения по передаче функций на аутсорсинг Перечень функций, подлежащих первоочередной регламентации
Фактические результаты функционального анализа Структура органов исполнительной власти, сформированная в соответствии с задачами стоящими перед системой исполнительной власти субъекта РФ Унифицированные статусные акты, структурированные по единому стандарту и закрепляющие четкие функции, обеспечивающие прозрачность деятельности ОИВ Основа для последующей регламентации и стандартизации государственных функций
Готовы ответить на Ваши вопросы