Стратегия работы на рынке деривативов: управление рисками с помощью производных инструментов на российском и иностранных финансовых рынках
Хеджирование - использование для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену одного инструмента или на генерируемые им денежные потоки, другого инструмента, связанного с первым Хеджирование – управление рыночными рисками с помощью производных финансовых инструментов. Рыночный риск - возможное в будущем неблагоприятное изменение цены актива.
Идеология хеджирования – управление закупками и/или продажами Изменяющаяся рыночная цена влияет на себестоимость или на выручку, часто на то и другое с временным лагом или без него.
Существует два абсолютно различных набора входящих условий для хеджирования: - хеджирование разовой (одиночной) сделки. Нестатистическая операция, позволяющая корректно просчитать конечный результат и таким образом принять решение о хеджировании. Фактически в этом случае производный инструмент позволяет устранить разрыв во времени между приобретением и реализацией актива. «Зафиксировать цену» - хеджирование непрерывного потока сделок. При значительном интервале (несколько лет) оценка подобного хеджирования имеет смысл только с позиций статистического усреднения результатов. Крайне важно правильно определить цели такого хеджирования. Это может быть: - усреднение рыночных цен - улучшение средней цены за период - защита от «рыночных катастроф»
Результат постоянного использования производных в равном объеме без учета «временной структуры» цен не приносит улучшения – т.е. результат равен средней за период минус расходы на хеджирование (как для линейных, так и для нелинейных инструментов).
Использования «временной структуры»: соотносимость темпов роста/падения и контанго/бэквардейшн.
С учетом вышесказанного стратегия хеджирования постоянного потока сделок (текущей деятельности компании) должна быть динамической, т.е. основываться на принятии решений с учетом: - специфических особенностей бизнеса (себестоимость, положение на рынке, стоимость финансирования, рентабельность и т.п.) - цели или целей хеджировании - текущих рыночных факторов (динамика цен, волатильность)
Выбор инструментов определен всеми факторами, но в свою очередь способен влиять не только на результаты но и на саму возможность хеджирования. Основные виды инструментов - линейный инструмент - покупка опциона - продажа опциона - комбинации вышеперечисленного Ключевое влияние на результат может оказать ликвидность инструмента и его стоимость. Внебиржевые инструменты часто являются единственно доступными, но при этом их стоимость может быть высокой а ликвидность неудовлетворительной.
Пример корректного учета условий
Спасибо за внимание! ОАО «Брокерский дом Открытие» Исполнительный директор Данкевич Евгений Леонидович