Концепция Стипендиального обеспечения студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования СКС Концепция разработана рабочей группой Совета по вопросам студенческого самоуправления «Социальные стандарты современного социального образования» совместно с СКС Общероссийского профсоюза образования 27 апреля 2012 года
О чем доклад? О текущей ситуации со стипендиями О существующих проблемах О новой концепции стипендиального обеспечения О предлагаемых действиях Глобальная цель: Увеличение объема стипендиального фонда и построение эффективной модели его расходования
Нормативная база для формирования стипендиального фонда Размер стипендии - Федеральный закон 125-ФЗ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Порядок назначения и выплаты стипендий – Постановление Правительства 487 от 27 июня 2001 года Порядок назначения повышенных стипендий за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности - Постановление Правительства 945 от 18 ноября 2011 года Объем средств на оказание поддержки нуждающимся студентам - Федеральный закон 125-ФЗ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1100 Акад Соц 20% 25% Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Формирование стипендиального фонда на Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия +++ = 100% 25% 20%9%
Виды стипендий и охват ими студентов Академическая стипендия (1100 рублей) Социальная стипендия (1650 рублей) Повышенные стипендии (ПП 945) Именные и специальные стипендии 46,3%*15,9%* 4,6%* *от общего числа бюджетных студентов очной формы (по данным мониторинга МОН) Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия *по данным мониторинга МОН на апрель 2012 года Повышенные стипендии (ПП 945)
Существующие проблемы Расходование различных частей стипендиального фонда не регламентируется единым типовым положением; Отсутствуют четкие критерии назначения повышенных стипендий; Действующая система стипендиального обеспечения реально не стимулирует к новым достижениям; Назначение повышенной стипендии за достижение в учебной деятельности фактически дублирует принципы типового положения; Низкий установленный законом минимальный размер академической стипендии 1100 руб., и как следствие низкий размер социальной стипендии; Неэффективная работа стипендиальных комиссий; Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Стипендиальные комиссии. СК изначально создавались как механизм учета мнения студентов при распределении стипендиального фонда; Деятельность стипендиальных комиссий регламентируется Постановлением Правительства года; Значительное изменение порядка стипендиального обеспечения не влекло изменения функционала СК; Предполагается внедрение новых систем взаимоотношений между администрацией и студентами. Принципы работы стипендиальных комиссий требуют систематизации и обновления. Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Существующие проблемы Расходование различных частей стипендиального фонда не регламентируется единым типовым положением; Отсутствуют четкие критерии назначения повышенных стипендий; Действующая система стипендиального обеспечения реально не стимулирует к новым достижениям; Назначение повышенной стипендии за достижение в учебной деятельности фактически дублирует принципы типового положения; Низкий установленный законом минимальный размер академической стипендии 1100 руб., и как следствие низкий размер социальной стипендии; Неэффективная работа стипендиальных комиссий; Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Концепция стипендиального обеспечения студентов Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия Глобальная цель: Увеличение объема стипендиального фонда и построение эффективной модели его расходования Академиче ская стипендия Социальн ая стипендия МРОТ Стимулирующая стипендия за успехи в учебе III Идеология законопроекта «Об образовании» Предлагается ввести с сентября 2012 года
Интегрировать ПП 945 в Типовое положение (ПП 487); Формирование четких критериев и принципов назначения повышенной стипендии, стимулирующих к постоянному развитию студента; Создание специальной стипендии, стимулирующей к достижениям в учебе; Увеличение базового размера стипендии в соответствии с законопроектом «Об образовании»; Регламентация работы стипендиальных комиссий на уровне федерального законодательства; Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия Расходование различных частей стипендиального фонда не регламентируется единым типовым положением; Отсутствуют четкие критерии назначения повышенных стипендий; Действующая система стипендиального обеспечения реально не стимулирует к новым достижениям; Назначение повышенной стипендии за достижение в учебной деятельности фактически дублирует принципы типового положения; Низкий установленный законом минимальный размер академической стипендии 1100 руб., и как следствие низкий размер социальной стипендии; Неэффективная работа стипендиальных комиссий;
Стимулирующая стипендия за успехи в учебе Академическая стипендия Стимулирующая стипендия за успехи в учебе Социальная стипендия Повышенные стипендии (ПП 945) Именные и специальные стипендии Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Предвыборные инициативы В.В. Путина по повышению стипендии. «Стипендия для тех, кому она реально необходима, … должна достигнуть прожиточного минимума студента. На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки.» Статья Владимира Путина - «Комсомольской правде» «… ,0 тыс. рублей на повышение стипендии студентам первых и вторых курсов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» ЗП. О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Стимулирующая стипендия за успехи в учебе Средний балл > 4* Средний балл > 4,25* Средний балл > 4,5* Средний балл > 4,75* Средний балл = 5* Размер стимулирующей академической стипендии = МРОТ 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год По результатам всех промежуточных аттестаций* По результатам 3-х последних промежуточных аттестаций* По результатам 4-х промежуточных аттестаций* 6-й год Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия * Приведенные цифры имеют рабочий характер и требуют уточнения
Возможные источники финансирования из расчета на календарный год 4%* 6%** 9%*** 19% + ? 19% + ? 1304 млн* 1599 млн** 2400 млн*** 21,2 млрд Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия 15,9 млрд Инициативы В.В. Путина *Деньги направленные на стипендии по «Учебной деятельности» из ПП 945 **Повышение фонда с 01 сентября 2012 года ***Повышение фонда с 01 сентября 2011 года
Концепция стипендиального обеспечения студентов Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия Глобальная цель: Увеличение объема стипендиального фонда и построение эффективной модели его расходования Академичес кая стипендия Социальна я стипендия МРОТ Стимулирующа я стипендия за успехи в учебе Стипендиальная комиссия
Функции Стипендиальной комиссии Контрольная Контроль за соблюдением законодательства в части назначения стипендий обучающимся Консультационная Консультирование обучающихся по вопросам назначения стипендий Распределительная Осуществление распределения повышенных стипендий (ПП945) и материальной поддержки Нормативная Формирование принципов назначения стипендий обучающимся Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Всероссийская стипендиальная комиссия Анализ практики и формирование предложений по изменению/созданию форм стипендиального обеспечения; Обучение членов стипендиальных комиссий; Общественная сертификация членов стипендиальных комиссий; Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Глобальная цель: Увеличение объема стипендиального фонда и построение эффективной модели его расходования Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия Предлагаемые действия? ?
Дорожная карта 1 сентября 2012 г. Внесение изменений в «Типовое положение о стипендиальном обеспечении …» Постановление Правительства 487 от (стимулирующая форма стипендии) Внесение изменений в Порядок назначения повышенных стипендий за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности - Постановление Правительства 945 от сентября 2013 г. Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с нормой о доведении академической и социальных стипендий до размера 0,4 МРОТ. Внесение изменений в «Типовое положение о стипендиальном обеспечении …» Постановление Правительства 487 от (введение понятия повышенных стипендий и порядка их назначения). Отмена Постановления Правительства 945 от сентября 2015 г. Вступление в действие норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о доведении академической и социальной стипендий до размера 0,5 МРОТ Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия
Глобальная цель: Увеличение объема стипендиального фонда и построение эффективной модели его расходования Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия Предлагаемые действия Необходимые действия для достижения цели: Реализация концепции согласно «Дорожной карте»
Спасибо за внимание! Подготовлено рабочей группой «Социальные стандарты современного социального образования» Руководитель группы: Марченко В.Л. совместно с СКС Общероссийского профсоюза образования Текущая ситуацияПроблемное полеКонцепцияПредполагаемые действия Вопросы