Педагогический мониторинг Педагогический мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в условиях модернизации образования
Определение мониторинга Мониторинг процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса. или Мониторинг систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несёт одну или более из трёх организационных функций: выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее; устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих и неудач определенной политики или программ; устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
Мониторинг в образовании Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. или Мониторинг в образовании (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Системы мониторинга в образовании На сегодняшний день есть все основания говорить о существовании локальных систем мониторинга, не только в нашей стране но в других странах мира. Попробуем на основе имеющейся информации посмотреть реальное состояние, сгруппировав реальные системы по нескольким основаниям.
Первая группа – это информационный мониторинг, связанный в непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, мониторинг средств массовой информации об образовании и другие. Второе направление это системы мониторинга за развитием знаний учащихся, так называемое «Системы мониторинга за знаниями учащихся».
Классификация мониторинга в образовании 1. Классификация с точки зрения управления и современных тенденций: Информационный Базовый Проблемный Управленческий
2. Возможна классификация по используемым для проведения мониторинга средствам: – педагогический, – социологический, – психологический, – медицинский, – экономический, – демографический.
3. Возможна классификация по иерархии систем управления: – школьный, – районный, – областной (региональный), – федеральный.
4. Представляется чрезвычайно важной классификация по основаниям экспертизы: Динамическая, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя (например: количество педагогов готовых уйти из образования района составляет: Сравнительная, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. Комплексная, когда используются несколько оснований для экспертизы. Безосновная, когда для анализа используются результаты, полученные в одном исследовании.
6. Возможна классификация мониторинга и по типу выявляемой эффективности образовательной системы. Данное разделение может показаться достаточно условным, однако оно несет за собой специфичность используемых средств и организации обследований. Социальной сферы Учебной сферы
Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Основные документы, необходимые для реализации и проведения педагогического мониторинга Приказ об утверждении Положения о внутришкольном педагогическом мониторинге Положение о внутришкольном педагогическом мониторинге Приказ об утверждении внутришкольной программы мониторинговых исследований Внутришкольная программа мониторинговых исследований Положение о системе оценки результатов деятельности по показателям и индикаторам мониторинга
Объектом педагогического мониторинга выступают субъекты образовательного процесса – обучающиеся, педагоги, родители. Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он: 1. Целесообразен. 2. Имеет четкие цели и задачи. 3. Направлен на определенный объект. 4. Систематичен и планомерен. 5. Формы и методы соответствуют целям и содержанию. 6. Оперативен. 7. Коллегиален. 8. Объективен.
Применительно к школе можно выделить следующие виды мониторинга: - по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный); - по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); - по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); - по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); - по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); - по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); - по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); - по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.)
методы сбора информации: наблюдения анализ школьной документации посещение уроков посещение внеклассных мероприятий социологические исследования (анкетирование, тестирование, интервью, беседа) самооценка контроль знаний, умений, навыков
Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпритацию результатов обработки.
1 этап – подготовительный постановка цели определение объекта установка сроков проведения изучение соответствующей литературы изучение имеющегося педагогического опыта разработка инструментария для проведения мониторинга
2 этап – практическая часть мониторинга: сбор информации наблюдения собеседования тестирование анкетирование контрольные работы
3 этап – аналитический: систематизация полученной информации анализ имеющихся данных разработка рекомендаций и предложений на последующий период выводы
Использование полученной информации При разработке школьной программы повышения качества образования; При отборе информации для родителей о деятельности школы; При отборе информации для проведения экспертизы деятельности школы При отборе информации для проведения общественной аттестации деятельности школы, аттестации учителей
Все это требует наличия у педмониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля. Сравнительный характер педмониторинга дает возможность сравнения обученности различных групп и классов. Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течении достаточного длительного периода с определенным контингентом учащихся. Констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление и описание состояния знаний учащихся. Диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся. Прогнозирующий характер – обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент
Оценка знаний через мониторинг Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени. Узнавание предполагает запоминание и воспроизведение терминов, формул, правил, конкретных фактов, методов, процедур, соответствующих сведений. Понимание – проявляется в преобразовании изученного материала из одной формы в другую, в интерпритации, в предположении о дальнейшем ходе развития событий, явлений, действий. Применение – проявляется в получении результатов при решении задач, обосновании выводов на основе использования правил, законов, методов, процедур, принципов, теорий.
Анализ – проявляется в характеристике составляющих частей целого, в определении связей между этими частями, в выявлении принципов организации целого, в выявлении ошибок и упущений в логике рассуждений, в выявлении структуры изложенного материала. Синтез – проявляется в умении составить из отдельных частей целое, обладающее смыслом и новизной. Оценка – проявляется в умении оценить конкретный текст, явления, теорию, правило, художественное произведение, продукт деятельности в соответствии с заданными критериями и целями и представить эту оценку в устном или письменном виде.
Перечисленные ступени представляют этапы, которых достигает учащийся по мере овладения знаниями. Они характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в данном предмете. Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.
Заключение: Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагируют школы на изменения внешней среды и потребности местного сообщества. Сокращение существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами - ключевая проблема, на решение которой направлен проект "Модернизация образования. Активное привлечение общественности в сферу образования, распределение ответственности за результаты образования между заинтересованными субъектами может обеспечить механизм государственно-общественного управления качеством образования.
Вывод: Педагогический мониторинг является системой контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.