Правовое содержание и управленческое значение реестра расходных обязательств муниципального образования К.В.Культин
Часть I. Разграничение предметов ведения и полномочий уровней публичной власти. Расходные обязательства муниципальных образований.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий уровней публичной власти: 1. Функциональный подход - предметы ведения (решаемые вопросы) разграничиваются между уровнями власти по видам предоставляемых бюджетных услуг. 2. Территориальное соответствие - предоставление услуг закрепляется за тем уровнем власти, территория которого включает всех потребителей данного вида услуг. 3. Экономия от масштаба - предоставление услуг закрепляется за тем уровнем власти, который может обеспечить их наиболее экономичное производство. 4. Субсидиарность - предоставление услуг закрепляется за уровнем власти, максимально приближенном к их потребителям и с учетом экономии от масштаба, а также территориального соответствия.
Задачи и оценка деятельности ОМСУ по предоставлению услуг Мерой эффективности работы органов МСУ должны быть количество и качество предоставленных бюджетных услуг, но не финансирование бюджетных организаций в этой сфере само по себе. Органы МСУ несут ответственность за весь комплекс мероприятий по предоставлению бюджетных услуг, приводящий к нужным результатам, а не за создание и финансирование муниципальных учреждений и предприятий. Услуги могут оказываться и другими способами (например, на основе аутсорсинга).
Расходное обязательство – это установленная законом или иным нормативным актом, договором или соглашением обязанность предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам МСУ и иным субъектам средства соответствующего бюджета.
Основные структурные элементы расходного обязательства: Действие (составная часть цикла деятельности по оказанию услуги); Показатели (количественные и (или) качественные индикаторы совершения действия, его результата); Правила и нормы (характеризующие порядок совершения действия, а также установленные величины временных и материальных затрат на его выполнение).
Расходное обязательство может включать: Оказание и (или) организацию услуги Производство товара, продукта Предоставление трансферта Содержание организации, учреждения и т.п. Обеспечение защиты, поддержки, помощи Создание условий для чего-либо (в соответствии с содержанием вопросов местного значения либо переданных государственных полномочий).
Условия возникновения расходного обязательства: принятие правовых актов органов МСУ по конкретному вопросу местного значения заключение муниципальным образованием или от его имени договоров (соглашений) по вопросам местного значения установление муниципальных стандартов и нормативов по оказанию соответствующих услуг принятие планов и программ деятельности по достижению установленных целей в различных сферах жизни местного сообщества, отраслях муниципального хозяйства заключение договоров муниципального заказа. заключение соглашений о совместной деятельности по оказанию определенных услуг реализации социальной ответственности в установленных областях (межмуниципальное сотрудничество)
Нормативное регулирование расходных обязательств осуществляется в формах: - введения расходного обязательства - установления расходного обязательства Введение расходного обязательства – это определение функций и задач органов МСУ, общих принципов финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств. Установление расходного обязательства – это определение содержания расходного обязательства, порядка его исполнения, нормативов и объемов расходования бюджетных средств.
Расходное обязательство муниципального образования возникает, если: - устанавливаемое направление расходов относится к вопросам местного значения либо к переданным государственным полномочиям и - органы местного самоуправления принимают нормативный акт, заключают договор или соглашение, предусматривающее осуществление соответствующих расходов.
Финансовое обеспечение расходных обязательств заключается в отражении в составе бюджета денежных средств, предназначенных для финансирования соответствующих расходов непосредственно из данного бюджета либо путем передачи другим органам публичной власти в виде субвенций на исполнение соответствующих переданных им полномочий.
Исполнение (финансирование) расходных обязательств состоит в: - предоставлении бюджетных средств структурным подразделениям органов власти и бюджетным учреждениям - заключении и оплате государственных или муниципальных контрактов - предоставлении трансфертов населению, субвенций и дотаций органам власти других уровней за счет использования всех доходов бюджета. Исполнение собственных расходных обязательств любого уровня власти производится за счет его собственных доходов.
Расходные обязательства муниципального образования разделяются на: - действующие - принимаемые Действующие обязательства – те, что существуют в настоящее время и будут действительны в течение планового периода в соответствии с принятыми нормативными актами и заключенными договорами. Принимаемые обязательства – те, что не введены на настоящий момент, но планируются к введению в следующем плановом периоде.
Подходы к принятию решений о введении расходных обязательств МО : - первоочередному финансированию подлежат действующие обязательства; - новые обязательства принимаются в объеме разницы между бюджетом действующих обязательств и реалистично прогнозируемым объемом доходов МО; - в части принимаемых обязательств прежде всего финансируются обязательства, общие для всех бюджетных учреждений и органов власти, и только после этого – капитальные расходы и различные программы; - обязательство долгосрочного характера, в следующем году из принимаемого превращается в действующее; - принимаемые обязательства капитального характера в дальнейшем потребуют средств на текущую эксплуатацию данного объекта, и финансирование этого должно быть запланировано.
При наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями различаются ситуации: 1. Когда исполнение (или организацию исполнения) государственного полномочия явно эффективнее и целесообразнее осуществлять на муниципальном уровне, а возрастание расходов местных бюджетов компенсируется субвенциями. 2. Когда законодательные органы государственной власти принимают нормативно-правовой акт, касающийся муниципальных услуг, исполнение которого влечет значительные дополнительные расходы местных бюджетов без соответствующих компенсаций и ведет к снижению эффективности предоставления муниципальных услуг.
Финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий - осуществляется путем предоставления местным бюджетам целевых субвенций из федерального и (или) региональных государственных бюджетов в установленных соответствующим законодательством объемах - переданные органам местного самоуправления финансовые средства для исполнения отдельных государственных полномочий отражаются в отдельном разделе местного бюджета
Реализация отдельных переданных органам МСУ государственных полномочий - Нормативно-правовое регулирование переданных государственных полномочий (в форме установления расходных обязательств ОГВ и введения соответствующих расходных обязательств ОМСУ), а также их финансовое обеспечение осуществляется органами государственной власти соответствующего уровня - Определение порядка и организация исполнения переданных государственных полномочий, а также их финансирование за счет субвенций осуществляется органами МСУ
Часть II. Основные принципы формирования и ведения реестра расходных обязательств. Его роль в муниципальном управлении.
Реестр расходных обязательств – это перечень НПА и заключенных органами МСУ договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, которые подлежат исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Назначение реестра расходных обязательств Особая роль реестра расходных обязательств заключается в том, что он служит основой для составления расходной части бюджета. Согласно статье 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации «формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами». Финансированию из средств местного бюджета подлежат только те расходы, обязательства по которым включены в реестр расходных обязательств. Реестр должен носить исчерпывающий характер и регулярно обновляться.
Обязательства, составляющие содержание реестра расходных обязательств: обязательства, по которым все полномочия осуществляются органами МСУ; обязательства, которые вводятся федеральными и региональными органами государственной власти, а их установление, финансовое обеспечение и исполнение осуществляется органами МСУ; обязательства, введение, установление и финансовое обеспечение которых осуществляются федеральными и региональными органами государственной власти, а за их исполнение ответственны органы МСУ
Управленческое значение реестра расходных обязательств Формирование и ведение реестра расходных обязательств означает, прежде всего, инвентаризацию и анализ существующих, а также проектирование новых приоритетов функционирования и развития муниципального образования. Проектирование расходной части бюджета муниципального образования должно проводиться только после формирования реестра расходных обязательств. Анализ функций органов МСУ при формировании и ведении реестра расходных обязательств позволяет создать оптимальную организационную структуру муниципального управления и адаптировать ее к происходящим изменениям.
Направления использования реестра расходных обязательств в практике муниципального управления: Формирование системы муниципальных правовых актов; Совершенствование распределения полномочий и функций органов МСУ и их структурных подразделений; Разработка предложений по изменениям в системе муниципального управления МО, формированию оптимальной организационной структуры и внесению изменений в устав муниципального образования;
Изменение состава полномочий муниципального образования; Формирование предложений по стандартизации муниципальных услуг и нормированию расходов; Инвентаризация и выработка предложений по изменению приоритетов расходования бюджетных средств и критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций;
Выработка предложений по наиболее эффективному способу оказания муниципальных услуг; Определение реальной потребности в финансовых и иных ресурсах; Формирование предложений по межмуниципальному сотрудничеству как способу решения вопросов местного значения; Внесение предложений по организации внешнего и внутреннего аудита деятельности органов МСУ и бюджетной эффективности затрат.
Взаимосвязь муниципальных и регионального бюджетов Формирование местных бюджетов муниципальных образований может происходить только в тесной увязке с формированием бюджета субъекта РФ, на территории которого данные муниципальные образования находятся, поскольку большая часть доходов местных бюджетов зависит от трансфертов из бюджета субъекта РФ. В то же время расходы местных бюджетов в значительной мере формируются в результате делегирования отдельных государственных полномочий.
Выводы: Грамотно составленные реестры расходных обязательств: - являются инструментом рационального распределения дотаций и субвенций муниципальным образованиям из государственного бюджета; - помогают обеспечить вертикальную сбалансированность регионального и местных бюджетов, а также определить объемы регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и иных дотаций и субсидий из бюджета субъекта РФ.