Качество подготовки выпускников вуза- основа успешной сертификации специалистов в промышленности Соловьёв В.П.
Предпосылки Поставлена цель - повысить уровень жизни в стране за счёт инновационной экономики Решающий фактор успешности инновационной экономики- кадры (их качество); Качество –степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик; Выпускник –носитель качества образования.
Проблемы в системе получения ВПО Недостаточный входной уровень абитуриентов; Недостаточный входной уровень абитуриентов; Работа студентов в период учёбы; Низкая мотивация студентов к достижению высокого уровня образования; Отсутствие ответственности студентов за учебные результаты;
Проблемы в системе получения ВПО Недостаточное владение преподавателями новыми методами обучения; Недостаточное оснащение вузов; Несогласованность требований заказчиков и образовательных программ; Несовершенство методических подходов в системе обучения студентов.
Коммюнике совещания Министров образования Европейских стран (2003 г.) Ответственность за качество образования возлагается на вузы; Создание единого европейского пространства в системе получения образования; Выработка единых гарантий достижения качества образования; Разработка европейских стандартов для внешней внутренней оценки качества.
Проблемы, решаемые государством Ввести обязательный экзамен по ФИЗИКЕ для выпускников школ; Отменить пересдачи экзаменов и ввести повторное обучение; Ввести в вузах дублирование учебных занятий (днём и вечером); Оснастить вузы для современного учебного процесса.
Проблемы, решаемые вузами Совершенствование содержания обучения: Установление межпредметных связей; Разработка сквозных программ по направлению подготовки; Составление карт компетентностной модели подготовки; Согласование результатов обучения по каждой дисциплине с компетентностями выпускника.
Организационно-методическое обеспечение учебного процесса Создание Научно-методических советов по направлениям подготовки; Разработка модели профессиональной и социальной среды по каждому направлению подготовки; Издание опорных конспектов по всем дисциплинам учебного плана и обеспечение ими студентов.
Внедрение системы активного овладения специальностью Модернизация учебных занятий; Введение внутрипредметных модулей; Создание междисциплинарных модулей; Проблемное изложение учебного материала; Использование тренажёров, имитационных игр; Управление самостоятельной работой студентов; Совмещение практических и лабораторных занятий; «Смешанное» обучение на основе ИКТ; Увеличение числа домашних заданий.
Система контроля самостоятельной работы Входной контроль уровня компетентности перед началом изучения очередной дисциплины; Системный текущий диагностический контроль; Промежуточный контроль по окончании раздела, модуля; Самоконтроль студентов; Оценка уровня овладения дисциплинарными компетенциями; Итоговый контроль по дисциплине; Контроль «остаточных» знаний.
Совершенствование научно- методической работы Объективная оценка качества преподавания; Внедрение системы посещения занятий; Внедрение системы «открытых» занятий; Внедрение авторских курсов преподавателей; Оценка содержания обучения работодателями; Повышение педагогической квалификации преподавателей; Введение факультативных курсов для преподавателей по направлениям подготовки.
Совершенствование учебного процесса Обучение в классах преподавателей; Введение письменных (смешанных) экзаменов; Интегрированное обучение (ВПО + рабочая профессия); Введение системы ранжирования студентов по результатам накопительного рейтинга; Исключение студентов из вуза за пропуски занятий (более 6 часов).