Мировая художественная культура 10 класс
слово «театр» произошло от греческого «театрон» слово «театр» произошло от греческого «театрон» «место, где собираются, чтобы посмотреть».
Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии.
Слово трагедия происходит от двух греческих слов: «трагос» - козел и «оде» - песнь, т.е. песнь козлов. Спутниками Диониса были сатиры - козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.
Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами устраивают веселые хороводы. В ранний период античного искусства сатиры изображались полулюдьми- полукозлами с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим или лошадиным хвостом.
Слово «комедия» происходило от двух греческих слов «комос» и «оде». Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками.
Дионис считался богом виноделия, а потом стал богом поэзии и театра. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни).
Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии в круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Геракла, Феспида и других.
Вот один из нескольких гимнов, посвященных Гомером Дионису : Вот один из нескольких гимнов, посвященных Гомером Дионису : Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем, Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы. Пышноволосые нимфы вскормили младенца, принявши К груди своей от владыки-отца, и любовно в долинах Нисы его воспитали. И, волей родителя-Зевса, Рос он в душистой пещере, причисленный к сонму бессмертных. После того, как взрос он, богинь попечением вечных, Вдаль устремился по логам лесным Дионис многопетый, Хмелем и лавром венчаный. И гремел весь лес необъятный…Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем, Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы. Пышноволосые нимфы вскормили младенца, принявши К груди своей от владыки-отца, и любовно в долинах Нисы его воспитали. И, волей родителя-Зевса, Рос он в душистой пещере, причисленный к сонму бессмертных. После того, как взрос он, богинь попечением вечных, Вдаль устремился по логам лесным Дионис многопетый, Хмелем и лавром венчаный. И гремел весь лес необъятный…
Так вот же радуйся с нами и ты, Дионис многогрозный! Дай и на будующий год нам в веселии снова собраться!
Дионис и спутники; Кратер чернофигурный. ГЭ
По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития Феспид был первым афинским трагическим поэтом. 534 г. до н.э. - по традиции принято считать годом рождения мирового театра.534 г. до н.э. - по традиции принято считать годом рождения мирового театра.
Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхила, Софокла, Еврипида - и комедиографа Аристофана. Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей.
Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.
со времен древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. При огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям. Поэтому у каждого актера были две-три большие маски: одна изображала спокойное лицо, вторая - встревоженное, третья - искаженное ужасом…
Так, например, характер действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущую, скорбную, умиротворенную. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и коварного.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, тэатрона и скены. Древнейшей из этих частей является орхестра круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор.
Устройство греческого театра: 1 зрительный зал; 2 орхестра; 3 скена; 4 парод;
Театр в ту пору был не развлечением, а священным делом: это был способ чтить бога Диониса. Государство выплачивало зрителям (заметьте, не актерам) их дневной заработок, чтобы они могли 4 дня спокойно сидеть в театре. До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера.
Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Занавеса в греческом театре не было.
Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, до 17 тыс.чел).
В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу.
Входными билетами на театральные представления в античном театре служили жетоны.
Говоря о феномене античного театра, имеется в виду прежде всего «греческое чудо» и молодость греческой цивилизации. Простота и классическая ясность греческой культуры – наследие, которым до сих пор пользуется не только европейская, но и мировая культура.