Развитие речи детей в возрасте 4-7 лет Воспитатель СДС Газина Н.В.
Развитие речи ребенка 4-5 года Свои ответы ребенок уже строит из 23 и более фраз употребляя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Активный словарь в этом возрасте достигает 3000 слов. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.
Формирование словаря На этом этапе необходимо: Пополнять и активизировать словарь детей. Учить использовать в речи названия предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы характеризующие трудовые действия. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы.
Во время самостоятельных занятий ребенка рисования, лепки, конструирования обратите его внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).
Развивающая речевая среда Ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова благодаря общению с взрослыми. В этом возрасте ребенок обычно задает взрослым много вопросов. Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи. К пяти годам малыш узнает на слух звук в слове, может подбирать слово на звук, который вы задаете.
Звуковая культура речи Рифма способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Сочиняя, ребёнок слышит, чувствует созвучные слова, а, значит, различает звуки, прислушивается к ним. Кол-Пол Маша-Каша Ножки-Сапожки Кучка-Тучка
Дети очень любят, когда взрослые читают им. При чтении сказок и рассказов покажите малышу, что их персонажи (волк, лиса, заяц, медведь, коза) говорят каждый «своим голосом». Надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял.
Итак, к пяти годам ребёнок: - Обладает словарным запасом около 3000 слов. - Осмысливает причинно-следственные отношения; употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. - Работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове. - Понимает и употребляет слова-антонимы; образовывает новые слова по аналогии со знакомыми словами. - Активно употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. - Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. - Рассказывает о содержании сюжетной картинки. - Рассказывает невероятные истории. - Активно сопровождает речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Развитие речи ребенка 5-6 года Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слухаважнейшие моменты в подготовке детей к школе. Связная речь ребенкаэто результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой.
Развивающая речевая среда Необходимо: Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Подсказывать детям формы выражения вежливости. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Расширение словарного запаса ребенка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общение с взрослыми обогащает его, доставляет ему много радости.
Для формирования словаря необходимо: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы.
Звуковая культура речи В этом возрасте следует: -продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р; -продолжить развивать фонематический слух; - учить определять место звука в слове; -отрабатывать интонационную выразительность речи.
Необходимо: Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Знакомить с разными способами образования слов. Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связаная речь Задачей на данном возрастном этапе являетсясовершенствование связной речи ребенка. Хорошее упражнение для развития речирассматривание картинок и составление по ним рассказа, описание картинок по памяти. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или предшествующие события.
Итак, к шести годам ваш ребёнок: Обладает словарем около 4000 слов. Практически все звуки родного языка произносит правильно. Употребляет все части речи. Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Различает и дифференцирует звуки речи.
Развитие речи ребенка 6-7 года Устная речь детей этого возраста почти не отличается от речи взрослых. Реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
Развивающая речевая среда Необходимо: Совершенствовать речь как средство общения. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря Расширять, уточнять и активизировать словарь. Учить пользоваться обобщающими понятиями. Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы. Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Формирования грамматического строя речи Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм. Упражнять в употреблении несклоняемых существительных. Совершенствовать способность детей образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Познакомить с различными способами словообразования в русском языке. Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из- за. Закрепить употребление пространственных предлогов. Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи: Совершенствовать звуковую культуру речи. Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка. Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия). Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова). Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности. Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
К концу года дети должны: Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении. Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества.
Спасибо за внимание!