Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Составитель: Хорошева О.В. факультет СКиФ 1 курс
Социально-педагогическая деятельность- это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Девиантное поведение- поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Причины девиантного поведения: 1. Биологические 2. Психологические 3. Социально-педагогические 4. Социально-экономические 5. Морально-этические
Формы девиантного поведения: Агрессивность Преступность Алкоголизм Токсикомания Наркомания Суицид Проституция Половые девиации
Цель социально-педагогической деятельности: 1) Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; 2) Создание благоприятных условий для развития личности; 3) Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Технологии социально-педагогической работы: Профилактика- это совокупность государственных, общественных, социально- медицинских и организационно- воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Реабилитация- это комплекс мер, направленных на решение широкого диапазона- от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.
Методы работы с детьми девиантного поведения: Методы диагностики личности подростка, семьи, социума; Словесные методы (рассказ, беседа, объяснения, дискуссия, лекция); Методы воспитания (убеждение, внушение, поощрение, наказание, положительный пример); Организационно-распорядительные методы (инструктирование, контроль и проверка исполнения).
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Над этим вопросом работали многие педагоги и ученые, в их числе А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, С.И. Андреев и др.
Литература: Аверин В.А. Психология детей и подростков.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998 Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы// Бюллетень Защиты Прав Ребенка.-СПб.,1994.-с Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения.- часть1.Факторы формирования девиантного поведения.-Магнитогорск.1999 Интернет-ресурсы