Действенно - операционный компонент учебной деятельности
Учебная задача - это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи и тем самым создает учебную и проблемную ситуацию на уроке Д. Б. Эльконин считал учебную задачу основной единицей учебной деятельности, т. к. « ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект »
Виды учебных действий Учебные действия – это действия, производимые учеником, по преобразованию внешне заданной информации Виды учебных действий действия по вычленению проблемы из поставленной задачи действия по выявлению общего способа решения проблемы познавательные действия эмпирического и теоретического уровня действия по воспроизведению учебного материала действия по применению учебного материала
Схема овладения учащимися новым личностным знанием [ Л. М. Фридман, 1997 ]
Операция – это способ выполнения действия Признаки : не осознаются не дифференцируются в составе учебных действий
Виды учебных операций Перцептивные : опознание, идентификация и т. д. Мнемические : запечатление, структурирование информации, сохранение, актуализация и т. д. Мыслительные : анализ, синтез, обобщение, классификация, абстракция, сравнение
Характеристики усвоения знаний и действий, по которым диагностируется уровень овладения учащимися учебным материалом Степень их интериоризированности и готовности к воспроизведению Развернутость и осознанность Прочность и устойчивость к забыванию
Таксономия учебных задач [ Д. Толлингерова ] I. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных : 1.1 задачи по узнаванию 1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий 1.3. задачи по воспроизведению дефиниций ( определений ), норм, правил 1.4. задачи по воспроизведению больших текстов, стихов, таблиц II. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными : задачи по выявлению фактов ( измерение, взвешивание, простые исчисления и т. п.) 2.2. задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий 2.3. задачи по перечислению и описанию фактов 2.4. задачи по разбору и структуре ( анализ и синтез ) 2.5. задачи по сопоставлению и различению 2.6. задачи по распределению ( категоризация и классификация ) 2.7. задачи по выявлению взаимоотношений между фактами ( причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, способ и т. п.) 2.8. задачи по абстракции, конкретизации и обобщению 2.9. решение несложных примеров
Таксономия учебных задач ( продолжение ) III. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными : 3.1 задачи по переносу ( трансляция, трансформация ) 3.2. задачи по изложению ( интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование ) 3.3 задачи по индукции 3.4 задачи по дедукции 3.5 задачи по доказыванию ( аргументацией ) и проверке ( верификацией ) 3.6 задачи по оценке IV. Задачи, требующие сообщения данных : 4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т. д. 4.2 задачи по разработке отчетов, докладов и т. п. 4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т. п. V. Задачи, требующие творческого мышления : 5.1 задачи по практическому приложению 5.2 решение проблемных задач и ситуаций 5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий 5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений 5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений