МГУ имени М.В.Ломоносова Институт комплексных исследований образования ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО и СПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (апрель-май 2012г.) А.А.Ионов Заведующий отделом ЕКАТЕРИНБУРГ
Целевые группы исследования В ходе исследования в образовательных учреждениях НПО и СПО Свердловской области было опрошено 1060 респондентов, в том числе: обучающиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. (800 респондентов) преподаватели, работающие в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. (200 респондентов) руководители и заместители руководителей образовательных учреждений и методисты начального и среднего профессионального образования. (60 респондентов) Кроме того, была выделена целевая группа работодателей конкретных предприятий и организаций в регионе.
Осуществило ли Ваше учебное заведение переход на ФГОС третьего поколения? (в % от числа опрошенных преподавателей по каждому типу образования) Информированность преподавателей об идущих изменениях в образовательном процессе
Информированность студентов об идущих изменениях в образовательном процессе «Знаете ли Вы о том, что Ваш вуз с 2011 г. перешел на обучение по новым образовательным стандартам (федеральным государственным образовательным стандартам)?» (в % от числа опрошенных студентов по каждому типу образования)
«Как осуществлялась подготовка к переходу на новые ФГОС в рамках учебного заведения?» Подготовка к переходу на новые стандарты (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Нормативно-правовая и организационно- методическая база внедрения ФГОС «Была ли разработана (обновлена) внутренняя нормативно-правовая и организационно-методическая база для обеспечения реализации ФГОС нового поколения?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Оценка деятельности учебных заведений по привлечению работодателей к созданию образовательных программ «Как осуществлялось участие работодателей в проектировании ОПОП формирования вариативной части цикла профессиональных модулей в части требований к профессиональным компетенциям?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Основные формы взаимодействия с работодателями «В каких формах осуществлялось взаимодействие с работодателями?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Организация системы повышения квалификации руководителей, преподавателей и методистов ОУ НПО и СПО «Проводилось ли системное повышение квалификации работников и преподавательского состава учебного заведения по проблематике, связанной с переходом на реализацию ФГОС третьего поколения?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Сложности при внедрении новых ФГОС «В чем, по Вашему мнению, состоит наибольшая сложность при внедрении новых ФГОС?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Инструменты эффективного перехода на новые ФГОС «Как, по Вашему мнению, можно сделать более эффективным переход на новые ФГОС?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Необходимость более четкого нормативно-правового регулирования при переходе на ФГОС «Какие аспекты образовательного процесса при переходе на ФГОС нуждаются, по Вашему мнению, в более четком нормативно-правовом регулировании?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
Дополнительное методическое обеспечение некоторых аспектов образовательного процесса «Нуждается ли при переходе на ФГОС в дополнительном методическом обеспечении следующий аспект образовательного процесса?» (в % от числа опрошенных по каждому типу профессионального образования)
«На каком уровне нуждается при переходе на ФГОС в дополнительном методическом обеспечении следующий аспект образовательного процесса?» (в % от числа опрошенных, которые выбрали данный вариант ответа для НПО)
«На каком уровне нуждается при переходе на ФГОС в дополнительном методическом обеспечении следующий аспект образовательного процесса?» (в % от числа опрошенных, которые выбрали данный вариант ответа для СПО)
Выводы Основные сложности перехода учебных заведений НПО и СПО на новые образовательные стандарты: отсутствие в должном объеме нормативно-правовой и регулирующей документации по организации перехода на новые стандарты; отсутствие в необходимом объеме и требуемого содержания методической поддержки со стороны методических служб; недостаточное обеспечение учебных заведений необходимой научно-методической литературой по внедрению стандартов в учебный процесс; невозможность посещать семинары, поскольку они недоступны по стоимости для учебного заведения.
Спасибо за внимание! Тел/факс : 8 (495)