Институт проблем образовательной политики «Эврика» А.И. Адамский, научный руководитель
Модель устройства современного общества. Три сектора. первый сектор - государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и учреждений; второй сектор - коммерческий (бизнес-сектор): неправительственные прибыльные организации; третий сектор - негосударственные, неправительственные, независимые, некоммерческие (неприбыльные) организации
Функции 3-его сектора Предоставление нерыночных услуг и благ (непривлекательных для коммерческих предприятий: 1. по причине небольшой покупательной способности клиентов (например, услуги для бездомных, неимущих), 2. по причине того, что по праву принадлежат всем (например, информация о правах потребителей), 3. потому что потенциальная прибыль от инвестиции будет получена в далеком будущем и будет неделимой (например, охрана окружающей среды); Охрана публичных благ. Неправительственные организации следят за правильным пользованием благами: чтобы доступ к ним был равен для всех, а также заботятся об их сохранении; Социальная интеграция. Неправительственные организации способствуют интеграции в общество людей или групп, находящихся под угрозой маргинализации (например, длительно безработных или инвалидов). Способствуют системным изменениям. Неправительственные организации часто являются инициаторами – проектов законов, институциональных решений, инструментов общественного диалога.
Государство Общество ЗРЕЛЫЙ, ИНСТИТУАЛИЗИРОВАННЫЙ 3-Й СЕКТОР СЛАБЫЙ 3-Й СЕКТОР развитие политики государства в разных сферах, эффективное взаимодействие функции ограничиваются защитой прав меньшинств и маргиналов, протестами
-Самостоятельность -Инициативность -Ответственность Развитие одного из институтов при стагнации двух других практически невозможно Движущая сила развития экономики и политики должна быть со-направлена с задачами образования Синхронизация процессов, происходящих в образовании, политике, экономике экономика поли тика образо вание как цели и принципы модернизации системы образования
3-й сектор – интерфейс модернизации Состояние 3-его сектора и направление его действий отражают состояние и перспективы модернизации. Сегодня преобладает «эмоциональная» нежели продуктивно нормативная реактивность общества в отношении социальных проблем. Авторитарность как и вседозволенность (чрезмерная либеральность) в ответ на требования общества – есть разные выражения одного и того же уровня незрелости государства и гражданских институтов.
«Открытость доступа» Самореализация человека во многом зависит от того, какая часть социального пространства возможностей ему доступна – открыта для него. Возможности: Организовать свой бизнес Получить желаемое образование Работать в предпочитае мой сфере, в соответствии со своими реальными способностями
Индивидуальные возможности: - Способности - Интересы - Потребности -Личный опыт Социальные возможности: возможности включения индивида в социально- производственные отношения Пространство возможностей индивида Группы граждан с временно или постоянно ограниченными возможностями (- инвалиды-дефицит здоровья; - социально неблагополучные граждане-дефицит средств встраивания себя в социум; - молодежь-дефицит социальных связей, профессионального опыта; - прочие группы) особенно нуждаются в новых путях для включения себя в социально-производственные отношения.
Самореализация граждан – сильная «заряженность» нереализованных потребностей. Экономика – завышенная стоимость услуг (т.к. высок спрос на имеющиеся предложения) Политика – зависимость граждан от управляющих структур, решения которых обеспечивают хотя бы этот узкий спектр возможностей РИСКИ УЗКОГО СПЕКТРА ДОСТУПНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Высокий уровень «открытости доступа». Широкое пространство возможностей для реализации каждого Политическая конкуренция, основанная на стремлении максимально полно удовлетворить потребности граждан Развитие экономики за счет высокой активности (в том числе бизнес- активности) граждан
СОЗДАНИЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 1. Анализ «заряженных», скрытых потребностей граждан (потенциальных потребителей) 2. Обнаружение предметов (услуг, продуктов или других возможностей) удовлетворяющих потребности 3. Обеспечение уникальности предоставляемого продукта