Гуманитарное знание и русская литература профессор Минералова И.Г.
«Навязать музыку можно чему угодно, соединить с чем угодно - нельзя» (Амрос)
Статуя Лошадь влекли под уздцы на чугунный Мост. Под копытом чернела вода. Мост. Под копытом чернела вода. Лошадь храпела, и воздух безлунный Храп сохранял на мосту навсегда. Песни воды и хрипящие звуки Тут же вблизи расплывались в хаос. Их раздирали незримые руки. В черной воде отраженье неслось. Мерный чугун отвечал однотонно. Разность отпала. И вечность спала. Черная ночь неподвижно, бездонно Черная ночь неподвижно, бездонно Лопнувший в бездну ремень увлекла. Всё пребывало. Движенья, страданья Всё пребывало. Движенья, страданья Не было. Лошадь храпела навек. И на узде в напряженьи молчанья Вечно застывший висел человек. –28 декабря 1903
Александр Блок - Петр Клодт
Скульптура и способы формирования философского плана литературного произведения Композиция стихотворения Композиция стихотворения Симметрия (отражение) Симметрия (отражение) Грамматические «неправильности» Грамматические «неправильности» Мгновение и вечность – ахронное в скульптуре и стихотворении Мгновение и вечность – ахронное в скульптуре и стихотворении Скульптура как застывшая музыка Скульптура как застывшая музыка
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам, плакал ребенок О том, что никто не придет назад. 1905
Сюжет-танец-образ Нет, никогда моей и ты ничьей не будешь. …. Но я люблю тебя. Я сам такой, Кармен!
1918г Слово и число Двойственность (революционных событий, символистское двоемирие) «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1) «Сочти число зверя, ибо число это человеческое» (Апокалипсис 13:18) Поэма-мистерия (путь к Богу от грехопадения через раскаяние) Жанр
Апокалиптическое (свернуто все прошедшее): -Сотворение мира («Черный вечер. Белый снег» - свет от тьмы не отделен) - Доапостольское время - Русская революция 1917г - Периоды из русской истории («Петруха» - эпоха Петра I) «Великий Петр был первый большевик…». (М.Волошин) Время
Образ Христа...Так идут державным шагом, Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.
Иллюстрация В.А. Милошевского к поэме А.А.Блока «Двенадцать» Иллюстрация Ю.П.Анненкова к поэме «Двенадцать».