ЛЕТОПИСЬ. ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ.
Воинская повесть Воинская, или историческая, повесть была одним из ведущих жанров древнерусской литературы практически с момента зарождения словесности на Руси. В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, воинских подвигах, княжеских междоусобицах. Содержание воинских повестей проникнуто любовью к Родине и тревогой за ее судьбу, в них отражены стремления русского народа сохранить национальную независимость. Первые повести были сравнительно невелики по объему и встречались в составе летописи, а затем стали существовать как самостоятельные тексты. В воинских повестях рассказывается о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами, монголо-татарскими захватчиками. Центральный герой повести – реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина, защитника земли Русской.
Воинская повесть Воинская, или историческая, повесть была одним из ________ жанров древнерусской литературы практически с момента зарождения словесности на Руси. В исторических повестях рассказывалось о _______ князей-воинов, их борьбе с ________ врагами, воинских _______, княжеских _____________. Содержание воинских повестей проникнуто ___________ к Родине и ____________ за ее судьбу, в них отражены стремления русского народа сохранить национальную ___________. __________ повести были сравнительно __________ по объему и встречались в составе летописи, а затем стали существовать как самостоятельные тексты. В воинских повестях рассказывается __________ русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами, монголо-татарскими захватчиками. Центральный герой повести – реальная историческая личность, ________, наделенный, как правило, _________ качествами воина, защитника земли Русской.
Воинская повесть Воинская, или историческая, повесть была одним из ведущих жанров древнерусской литературы практически с момента зарождения словесности на Руси. В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, воинских подвигах, княжеских междоусобицах. Содержание воинских повестей проникнуто любовью к Родине и тревогой за ее судьбу, в них отражены стремления русского народа сохранить национальную независимость. Первые повести были сравнительно невелики по объему и встречались в составе летописи, а затем стали существовать как самостоятельные тексты. В воинских повестях рассказывается о борьбе русских дружин со степными кочевниками, печенегами, половцами, монголо- татарскими захватчиками. Центральный герой повести – реальная историческая личность, князь, наделенный, как правило, идеальными качествами воина, защитника земли Русской.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» Воинская повесть (не позднее середины 14 в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо- татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского.
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович ( )
«Богатыри»
Богатыри ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, богатырь, один из главных героев русских былин, возникших в вв. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»), воплощение народного идеала героя-воина. АЛЕША ПОПОВИЧ, богатырь, герой русских былин («О бое Алеши Поповича с Тугарином», «О выезде богатырей из Ростова»).
Добрыня Никитич Древнерусский богатырь, один из главных героев русского былинного эпоса («Добрыня и Змей», «Добрыня- сват», «Добрыня в ссоре с Владимиром»). Вместе с Ильей Муромцем Добрыня Никитич стоит на богатырской заставе и охраняет русскую землю от нашествий врагов. Былины рисуют его могучим, честным, прямодушным, верным в дружбе и любви. Он образован, «вежливый- увежливый, знает как речь вести, как себя блюсти». Добрыня Никитич вел переговоры с чужеземными королями, с каликами перехожими, с разгневанным Ильей Муромцем. Былины о Добрыне Никитиче возникли в Киевской Руси 12 века, продолжали складываться во время татарского ига и позже, в условиях Московского централизованного государства. Прообразом богатыря был легендарный Добрыня, воспитатель и сподвижник киевского князя Владимира Святославича.
Евпатий Коловрат Полулегендарный древнерусский богатырь, рязанский боярин, боролся против монголо- татарского нашествия в 13 веке. О борьбе рязанского «вельможи» Евпатия Коловрата и его полка (численностью в 1,7 тысяч воинов) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (первая половина 14 в.), в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса. «Повесть» прославляет силу, отвагу и патриотизм Коловрата и его сподвижников («храбров»). В некоторых списках «Повести» указывается отчество Евпатия Львович. Зимой года он нанес ряд поражений монголо-татарским отрядам во Владимиро-Суздальской земле, но в конце концов был разбит превосходящими силами противника. Убит в бою.
Батый (Бату-хан, Саин-хан) ( ) Монгольский хан, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель Монгольской державы. После смерти отца в 1227 году стал главой улуса Джучи. В зимнем походе годов войско Батыя разорило древнерусские княжества в бассейне Волги и Оки. Монголы сожгли большинство крупных городов Северо-Восточной Руси, массами истребляли местное население. Действия монголов носили скорее грабительский, чем завоевательный характер. Собрав огромную добычу, войско кочевников ушло в поволжские степи. В 1239 году Батый начал новый поход на запад. В 1240 году после осады был захвачен Киев. Древняя русская столица была разрушена, большая часть населения уничтожена или уведена в плен.
Языков Николай Михайлович ( /47) Русский поэт. В ранней лирике мотивы радости бытия; некоторые стихи стали популярными песнями («Нелюдимо наше море», музыка К. П. Вильбоа, и др.). В е гг. приходит к религиозному пониманию мира. Сближается со славянофилами.