17 января 2013 г. Модератор – Соколов И.А.
Источник: Всемирная организация здравоохранения
СтранаПивоВино Крепкие напитки Соотношение ставок крепкого алкоголя и пива Украина37 (+19)855 (-22)2,84 Россия38 (+17)1151 (-20)3,18 (1,25) Словакия ,28 Словения3022 (-10)39 (+7)1,01 Польша5310 (-11)37 (+8)2,54 Чехия ,42 Франция ,57 Великобритания42 (-10)35 (+7)221,37 Финляндия5821 1,52 Испания ,65 Ирландия52 (-16)28 (+18)201,98 Дания ,95 Швеция38 (-13)46 (+15)163,02 Австрия ,00 "Идеальная" структура потребления (Edwards et al., 1994) Бельгия50 (-8)36 (+8)144,10 Португалия ,23 Италия237251,36
Источник данных для расчета: база опроса домохозяйств RLMS-HSE ( гг.), *Здесь и далее изменение потребления в процентах в ответ на 1% рост цены В результате индексации ставок акцизов величина спроса на пиво стала более эластичной и по цене, и по доходу, в то время как по водке величина спроса стала менее чувствительна к обоим показателям. Это может говорить и о начавшемся процессе замещения пива водкой в потребительской корзине. Все коэффициенты значимы на 1%-м уровне значимости. Алкогольный напиток (число наблюдений ) Тип эластичности Pool - регрессия Фиксированные эффекты Водка (6607 наблюдений) По цене По доходу Пиво (11632 наблюдений) По цене По доходу
* Производство напитков Источник: Росказна
Источник: Росказна.
Источник: расчёты Института Гайдара по данным Euromonitor и налоговой статистики 1. Высокое значение коэффициента собираемости акциза на пиво косвенно свидетельствуют о незначительности теневого сектора в данном товарном сегменте рынка. 2. Качество администрирования акцизов на пиво после 3-х кратного повышения ставки ухудшилось. 3. По крепкому алкоголю традиционно остро стоит проблема неформальных продаж.
14 Источник: Евромонитор, ОЭСР Отношение вполне характерное для стран с высоким уровнем потребления пива. Потенциал повышения ставки без существенной потери потребителей варьируется в пределах 1,2-1,5 раз.
15 Источник: Евромонитор, ОЭСР При самом большом потреблении крепкого алкоголя у нас самая низкая ставка акциза. Потенциал повышения ставки 2,5-3 раза.
Источник: расчеты авторов на основании данных Европейской Комиссии и Налогового Кодекса РФ В России акцизная нагрузка на крепкий алкоголь и пиво отличается на ¼ (в пересчёте на чистый спирт), что не обеспечивает ценовых предпосылок к переключению потребления на слабоалкогольную продукцию.
1) Потенциал двойного дивиденда от налогообложения отрасли 2) Значимость акцизов на алкоголь для «оптимальной» структуры потребления 3) Последствия усиления налоговой нагрузки для отрасли и видов продукции 4) Результативность последних налоговых и административных мер для собираемости акцизов 5) Сценарии индексации ставок: замещение крепкого алкоголя слабым или снижение потребления вообще 6) Значимость акцизов для региональных бюджетов и пути решения региональной дифференциации при сложившейся системе администрирования 7) Налоговая конкуренция в Таможенном союзе 8) Оправданность существующих законодательных требований и ограничений, предъявляемых при производстве и продаже алкогольной продукции