Кошелевский Виталий Викторович Учитель истории «Елизаветинская СОШ»
О СЕБЕ Образование: высшее историческое. Образование: высшее историческое. Должность: учитель истории и обществознания. Должность: учитель истории и обществознания. Категория: вторая. Категория: вторая. Стаж: 12 лет Стаж: 12 лет
Тема: Византия - наследница Римской империи Цели урока: показать, что Византия была преемственной цивилизацией по отношению к Римской империи; выяснить основные причины прочности Византийской империи по сравнению с Римской: удачное географическое положение на пересечении торговых путей; обширная территория, богатые ресурсы; многочисленное население; многоотраслевая экономика (ремесла, виноградарство, садоводство, скотоводство); использование достижений ряда цивилизаций Востока: Александрии, Сирии, Финикии, Эфеса, Смирны, Никеи, Фессалоники, Коринфа, что и позволило ей выстоять перед великим переселением народов и сохранить государственную целостность. Развитие умений и навыков в работе с учебником.
ПЛАН 1. Рождение Византийской цивилизации. 1. Рождение Византийской цивилизации. 2. «Новый Рим». 2. «Новый Рим». 3. Цивилизационное пространство империи. 3. Цивилизационное пространство империи. 4. Византия и окружающий мир. 4. Византия и окружающий мир. I.Организационный момент. I.Организационный момент. II.Самостоятельная работа с учебником и источниками. II.Самостоятельная работа с учебником и источниками.
Задание 1: За 5 минут поставить максимальное количество вопросов к тексту. Например: 1. С какими событиями связано появление византийской цивилизации? 2. Где и когда был основан Константинополь? 3.Когда Константинополь стал столицей Восточной Римской империи? 4.В связи с какими событиями Константинополь стал «вторым Римом»?
ЗАДАНИЕ 2: Составить хронологическую таблицу раздела. Правление Константина I. Основание Константинополя. Константинополь–столица Римской империи. Распад империи на Восточную и Западную. Падение Рима. Завоевание Константинополя турками.
III. Задание 3: используя описание столицы Византии, найти на ее плане следующие объекты: Акрополь Акрополь Босфор Босфор Галата Галата Священный дворец Священный дворец Ипподром Ипподром Стены Константинополя Стены Константинополя Софийский собор Софийский собор
IV. Работа с картой. Используя карту, назвать, какие территории были завоеваны при Юстиниане. Используя карту, назвать, какие территории были завоеваны при Юстиниане.
V. Составить сложный план текста «Византия и окружающий мир» Византия во время великого переселения народов. Византия во время великого переселения народов. Отношения с исламскими странами. Отношения с исламскими странами. VII. в.- самый трагический в истории империи. VII. в.- самый трагический в истории империи. Завоевательные войны Византии Завоевательные войны Византии Неустойчивость могущества Византии. Неустойчивость могущества Византии. Итоги и выводы по теме. Итоги и выводы по теме.
ИСТОЧНИКИ: Загладин Н.В. Всеобщая история. 10 класс. М., Просвещение, 2006 г. Загладин Н.В. Всеобщая история. 10 класс. М., Просвещение, 2006 г. Всемирная история: 24 т.Т.7. Раннее средневековье. -Мн., Литература,1996.г. Всемирная история: 24 т.Т.7. Раннее средневековье. -Мн., Литература,1996.г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007г.Windows. DVD-ROM Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007г.Windows. DVD-ROM