УРОК РУСКОГО ЯЗЫКА 11 КЛАСС ЗАВАРУХИНА Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2
Тире в неполных предложениях
Учащиеся должны знать: - правила постановки тире в неполных предложениях уметь: - ставить тире в неполных предложениях
Тире в неполных предложениях
ставится в случаях, когда пропущенный член предложения (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза Золою пахнет резеда и яблоком – любовь.
ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска Для юношей открылись все дороги, для старцев – все запретные труды.
ставится при отсутствии сказуемого На сцене – две фигуры.
Тире может не ставится при отсутствии паузы На сцене две фигуры
Поставьте тире в неполных предложениях 1. Золото добывают из земли, а знания из книг. 2. Работу преодолевают умением, трудности согласием. 3. Силы могут иссякнуть, знания никогда. 4. Дерево славится плодами, а человек делами. 5. Работящий приносит пользу всем, ленивый никому. 6. Вещь хороша новая, а друг старый.
Проверь себя 1. Золото добывают из земли, а знания - из книг. 2. Работу преодолевают умением, трудности - согласием. 3. Силы могут иссякнуть, знания - никогда. 4. Дерево славится плодами, а человек - делами. 5. Работящий приносит пользу всем, ленивый - никому. 6. Вещь хороша новая, а друг - старый.
Проверка знаний
Расставьте знаки препинания У многих народов цветы имеют символический смысл. Одни цветы олицетворяют счастье, другие печаль. Некоторые цветы связаны с поэтическим представлением о целой стране. Хризантемы вызывают в воображении Японию, лотос Индию, а тюльпаны Голландию.
Проверь себя У многих народов цветы имеют символический смысл. Одни цветы олицетворяют счастье, другие - печаль. Некоторые цветы связаны с поэтическим представлением о целой стране. Хризантемы вызывают в воображении Японию, лотос - Индию, а тюльпаны -Голландию.
Определите, какой член предложения пропущен 1. У Лёньки нашлась пакля. У меня – бутылка олифы. У Женьки – старая ветошь. 2. Долго бродила Оленька по лесу. Боялась в сторонку идти. 1. Подлежащее 2. Сказуемое 3. Определение 4. Дополнение 5. Обстоятельство
Ответы 1 – Б 2 - А
Какое предложение является неполным? 1. Созвучье полное в природе. 2. Утки начинают купаться. 3. Ныряют, плещутся, поднимая брызги.
ключ 3
Работа дома п. 71, упражнение 382